Музей пушкинский картины: Пушкинский музей

Содержание

Галерея искусства стран Европыи Америки

Основу постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков составляют шедевры французского импрессионизма, постимпрессионизма и авангардных течений начала XX столетия из коллекций московских собирателей Сергея Щукина и Ивана Морозова. Это всемирно известные произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо. Здесь также представлены живопись и скульптура романтизма, реализма, академизма, искусство символизма, абстракционизма и других художественных направлений XX века. Обширная экспозиция располагается в залах второго и третьего этажей перестроенного флигеля бывшей усадьбы князей Голицыных XVII–XIX веков. В залах первого этажа проходят временные выставки.

ПОСМОТРЕТЬ ПЛАН ЗДАНИЯ (PDF 767 KБ)

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков открыла двери для публики в августе 2006 года.

Здание на Волхонке, 14 было левым флигелем усадьбы князей Голицыных XVII–XIX веков. Усадьбу строили архитекторы С.И. Чевакинский из Петербурга и И.П. Жеребцов из Москвы. М.Ф. Казаков придал постройкам черты стиля раннего классицизма. Общий план усадьбы с главным домом, боковыми флигелями и парадным двором сохранился до сих пор, хотя все сооружение неоднократно перестраивалось.

До наших дней в своем первоначальном виде дошли лишь каменные ворота с княжеским гербом Голицыных. Наибольшие изменения коснулись левого флигеля. В 1890—1892 годах он был переоборудован архитектором В.П. Загорским под меблированные комнаты и получил название «Княжий двор». В нем останавливались и подолгу жили В.И. Суриков, И.Е. Репин, А.Н. Скрябин, Л.О. Пастернак. После революции в этом здании размещались различные организации.

Перейдя в ведение ГМИИ им. А.С. Пушкина, это здание было полностью реконструировано в 1988–1993 годах. В доме открылся отдел ГМИИ под названием Музей личных коллекций, продолживший традиции этого здания.

Ведь именно в этой усадьбе еще в 60-е годы XIX века размещались доступная для обозрения публики картинная галерея и античные «редкости» из коллекции М.А. Голицына. И в этом смысле Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков принимает эстафету, ведь история формирования коллекции Галереи неотделима от истории московского собирательства и связана с именами известных московских меценатов, таких как С.М. Третьяков, С.И. Щукин, И.А. Морозов.

Подробнее об истории здания

15 шедевров галереи искусств музея Пушкина

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. – второе здание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Корпус открылся в 2006 году и в него была перенесена часть экспонатов основной экспозиции. Попробуем сориентироваться в двух веках многообразного западного искусства.

Здание галереи находится на Волхонке, слева от основного корпуса музея (если стоять к нему лицом).

Галерея занимает три этажа. Залы расположены по кругу, осмотр начинается слева от лестницы. Номера залов написаны над входными проемами или рядом с ними.

«Карнавал», Франсиско Гойя

Картина Франсиско Гойи «Карнавал», находящаяся во втором зале, не является широко известной работой художника, однако, в полной мере раскрывает его авторский стиль. Полотно перекликается в том числе и со знаменитыми офортами «Капричос». Гротескные уродцы, принимающие участие в «Карнавале», вкупе с общим мрачным тоном картины угнетают и завораживают.

Читать полностью Свернуть

«Дети короля Эдуарда IV», Поль Деларош

Здесь же, во втором зале, находится картина Поля Делароша «Дети короля Эдуарда IV». На полотне изображены главные герои одной из самых таинственных легенд старой Англии – принцы Эдуард V и Ричард Йоркский. В конце XV века английским парламентом был принят указ о признании принцев незаконнорожденными и, соответственно, не имеющими прав на престолонаследие. Действующий король Англии и родной дядя братьев Ричард III заточил 13-летнего Эдуарда и 10-летнего Ричарда в Тауэр, дальнейшая судьба детей неизвестна. Существует множество версий их гибели, но основная – скорое убийство Ричардом III.

Спустя несколько веков в одной из башен Тауэра было обнаружено два детских скелета, однако, экспертиза не сумела установить, принадлежали ли останки принцам.

Читать полностью Свернуть

«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега

На втором этаже, в восьмом зале, находится знаменитое полотно Эдгара Дега «Голубые танцовщицы». Художник чрезвычайно любил тему балета, причем именно закулисную его часть. Это становится очевидным и если посмотреть на работы, расположенные по соседству.

Существует мнение, что, вопреки названию, танцовщица на картине изображена одна, на разных этапах подготовки к выходу на сцену. Интересна и композиция: вероятно, в силу увлеченности художника фотографией, холст нарочито напоминает кадр, не сумевший вместить все происходящее.

Читать полностью Свернуть

«Бульвар Капуцинок в Париже», Клод Моне

Одна из самых известных и обсуждаемых картин Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» находится в девятом зале. Любопытно, что это полотно, будучи представленным на первой выставке импрессионистов, более других подверглось нападкам и без того критически настроенной публики. Новое течение не принималось и вызывало исключительно насмешки. На сегодняшний же день картина нередко приводится в качестве одной из самых показательных и образцовых работ, выполненных в направлении импрессионизма.

Кстати, по сути, и своим названием импрессионизм обязан Моне. Кисти художника принадлежит картина «Впечатление. Восход солнца», это название и стало основой для нового течения в живописи – impression, что в переводе с французского означает «впечатление».

Читать полностью Свернуть

«Оперный проезд в Париже», Камиль Писсарро

В десятом зале находится картина Камиля Писсарро «Оперный проезд в Париже».

Судьба одного из самых ярких представителей импрессионизма сложилась непросто: в разгар франко-прусской войны художник был вынужден покинуть свою квартиру в пригороде Парижа, оставив в ней все работы.

В помещении обосновалась мясная лавка, а о полотна Писсарро в буквальном смысле вытирали ноги, используя их вместо половиков. Из более чем пятисот картин мастера целыми остались считанные десятки.

Но ни загубленные работы, ни бесконечные бедность и голод, ни насмешки над новым направлением в живописи не смогли сломить волю художника. Пейзажи, на которых Писсарро изображал улицы Парижа, со временем получили залуженное признание искусствоведов и любовь публики.

Читать полностью Свернуть

«Купание в Сене», Огюст Ренуар

Представителем импрессионизма является и Огюст Ренуар. Одна из его картин – «Купание в Сене» (второе название «Лягушатник») – расположена здесь же, в десятом зале. Художник был признанным мастером сентиментального портрета, но помимо этого излюбленной темой его работ были водоемы, набережные и жизнь, кипевшая на них.

На закате своих дней Ренуар тяжело болел, оказался прикован к постели, но не откладывал карандаша, ведь, по его словам, «боль проходит, а красота остается».

Читать полностью Свернуть

«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог

Сложно поверить, но знаменитый постимпрессионист Винсент Ван Гог был не только живописцем. Будущий мастер успел поработать дилером в крупной художественной компании (благодаря чему начал разбираться в искусстве), продавцом в книжном магазине, учителем в интернате и миссионером, и лишь в возрасте 30 лет серьезно занялся живописью. Единственная картина, которая была продана при жизни мастера ‒ «Красные виноградники в Арле», ныне находящаяся в одиннадцатом зале Музея изобразительных искусств им.

Пушкина.

Примечательна также работа «Прогулка заключенных», созданная Ван Гогом во время обострения его душевной болезни и добровольного «заключения» в психиатрической лечебнице. Художник вынужден был смотреть на мир сквозь железные прутья оконных решеток, и полотно откровенно передает чувства мастера, фактически лишенного свободы. Недаром центральный персонаж картины наделен чрезвычайным внешним сходством с автором.

Ван Гог прожил всего 37 лет и умер по трагической случайности: совершая променад с материалами для рисования, художник нечаянно выстрелил в себя из револьвера, прихваченного для отпугивания птиц во время работы над картиной.

Читать полностью Свернуть

«В комнатах», Поль Сезанн

Работы еще одного представителя постимпрессионизма Поля Сезанна расположены в четырнадцатом зале. Художник создал более 800 полотен, но настоящее признание получил лишь в последние годы жизни, в возрасте 65 лет.

Одна из первых его работ ‒ «В комнатах» (другое название – «Сцена в интерьере»), ныне находящаяся в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, подверглась чудовищной критике.

Одним из самых загадочных полотен Сезанна является «Пьеро и Арлекин» («Mardi Gras», «Масленица»), которое мастер писал около двух лет. В образе Арлекина художнику позировал его сын Поль. Искусствоведы и по сей день пытаются найти объяснение тому, почему Сезанн, чуждый театральному жанру, выбрал именно эту тему, и приписывают картине некий скрытый смысл.

Читать полностью Свернуть

«А, ты ревнуешь?», Поль Гоген

Одним из ярчайших представителей постимпрессионизма является Поль Гоген.

С юных лет Гоген интересовался и питал особую любовь к тропическими странам, и с переездом на Таити начался «полинезийский» ‒ наиболее плодотворный период его творчества. И хотя жизнь на острове нельзя назвать безоблачной (во время пребывания на Таити художник даже пытался покончить жизнь самоубийством, отравившись мышьяком), именно там, по мнению самого мастера, были созданы лучшие его работы. Полотна «А, ты ревнуешь?» и «Ее звали Вайраумати» находятся в пятнадцатом зале музея. Сюжеты картин Гоген описал в книге «Ноа Ноа». Так, на первом холсте изображены две сестры, раскинувшиеся в сладострастных позах на берегу после купания и рассуждающие о любви – прошедшей и будущей. На втором полотне – героиня полинезийского мифа Вайраумати, земная жена бога Оро. По легенде, пара стала прародительницей тайного общества свободной любви, существующего на острове.

Читать полностью Свернуть

«Полифем», Морис Дени

Одним из видных членов группы художников-символистов «Наби» является Морис Дени. Его полотно «Полифем» расположено в шестнадцатом зале. На картине художник совместил миф и реальность: на втором плане античный Полифем играет мелодию любви нимфе Галатее, а на первом – резвятся современные земные жители. Кстати, позировали мастеру члены его семьи и друзья.

Читать полностью Свернуть

«Просушка парусов», Андре Дерен

На третьем этаже, в зале восемнадцать находится картина Андре Дерена «Просушка парусов». Полотно было представлено в рамках серии работ, созданных при тесном сотрудничестве с Анри Матиссом для парижского Осеннего салона 1905 года, и стало прародителем нового течения – фовизма (в переводе с французского – «дикость»). Картины были названы «дикими» за буйство и выразительность красок, динамичность и эмоциональность. Правда, сами художники этот термин по отношению к своим работам никогда не употребляли.

Читать полностью Свернуть

«Мастерская художника», Анри Матисс

Движение художников-родоначальников фовизма распалось через три года после объединения. Однако это событие никоим образом не помешало Анри Матиссу и дальше придерживаться принятого курса. Работы мастера находятся в девятнадцатом и двадцатом залах.

Яркими образцами (и в буквальном, и в переносном смысле) стиля Матисса являются картины «Марокканский триптих» и «Мастерская художника» (другое название – «Розовая мастерская») в двадцатом зале. Полотна как нельзя лучше раскрывают суть фовизма. Здесь же есть еще один интересный экспонат – подлинные рабочие палитры художника.

Читать полностью Свернуть

«Муза, вдохновляющая поэта», Анри Руссо

Работы одного из самых известных представителей примитивизма Анри Руссо можно увидеть в двадцать первом зале. Картины мастера – это шаржи, фарс. Так, например, на полотне «Муза, вдохновляющая поэта» хрупкая и женственная художница Мари Лорансен предстает в образе дородной матроны, нарочитым жестом руки осеняющая своего мужа-поэта Гийома Аполлинера. Интересно, что в музее им. Пушкина находится дубликат картины: тяжелое материальное положение вынудило художника написать копию (с некоторыми минимальными отличиями) для продажи. Оригинал же хранится в Художественном музее Швейцарии, в Базеле.

«Нападение ягуара на лошадь» – еще одна интересная работа, полная неправдоподобных деталей. Например, сложенные в причудливой позе ноги лошади чрезвычайно напоминают женские.

Читать полностью Свернуть

«Девочка на шаре», Пабло Пикассо

Пожалуй, самая известная картина Пабло Пикассо ‒ «Девочка на шаре», расположенная в двадцать втором зале музея. Полотно находится на стыке «голубого» и «розового» периодов творчества художника. Картина полна противопоставлений и контрастов: хрупкая и гибкая девочка и крупный, мусклистый, неподвижный атлет; шар, на котором стоит эквилибристка, и куб, на котором сидит мужчина; веселое цирковое ремесло изображенных на первом плане персонажей и унылый фон барханов.

В XXI веке Пикассо был признан самым дорогим художником – его картины уходили с молотка за рекордные суммы.

Читать полностью Свернуть

«Ноктюрн», Марк Шагал

Марк Шагал прожил без малого целый век, занимаясь не только живописью, но и сценографией, графикой, писал стихи. Художника невозможно причислить к представителям какого-либо жанра – он создал свой собственный, неповторимый, узнаваемый стиль. Картина «Ноктюрн» (другое название ‒ «Ночная сцена») находится в двадцать четвертом зале. Полотно относится к циклу работ, созданных Шагалом после безвременной кончины его жены Беллы. На холсте красный конь уносит любимую художника в мир прошлого.

Читать полностью Свернуть Посмотреть все объекты на карте

Пушкинский музей отреставрировал «Красные виноградники в Арле» Ван Гога

https://ria.ru/20211220/vangog-1764551270.html

Пушкинский музей отреставрировал «Красные виноградники в Арле» Ван Гога

Пушкинский музей отреставрировал «Красные виноградники в Арле» Ван Гога — РИА Новости, 20.12.2021

Пушкинский музей отреставрировал «Красные виноградники в Арле» Ван Гога

Реставрация картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур» завершена в ГМИИ имени Пушкина, сообщила директор музея Марина Лошак. РИА Новости, 20.12.2021

2021-12-20T15:31

2021-12-20T15:31

2021-12-20T15:31

культура

государственный музей изобразительных искусств имени а. с. пушкина

марина лошак

винсент ван гог

музеи

выставки

новости культуры

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/68782/63/687826360_0:298:2497:1703_1920x0_80_0_0_7a7afcd088130599ece8daf2ffc0b443.jpg

МОСКВА, 20 дек — РИА Новости. Реставрация картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур» завершена в ГМИИ имени Пушкина, сообщила директор музея Марина Лошак.»Когда проект запускался, мы еще не понимали, чего ожидать, и надеялись на лучшее. Сегодня же можно подводить итоги, и я считаю, что они существенны. Благодаря нашим партнерам было приобретено новейшее оборудование, микроскопы, которое очень помогло нашим сотрудникам и будет помогать впредь. Для меня как для директора был достигнут важнейший результат, который позволит показывать картину в музее, не беспокоясь о ее состоянии», — рассказала Лошак на пресс-конференции, посвященной завершению реставрации картины.На вопрос о том, планируется ли «турне» для полотна после его восстановления, Лошак ответила, что «это вещь такого уровня, что все хотят получить ее на выставку», тем не менее сначала картина будет экспонироваться в ГМИИ имени Пушкина, а затем музей «поймет, как действовать». Посетители музея смогут увидеть «Красные виноградники на Арле» на выставке «Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых», которая пройдет в июне 2022 года.В свою очередь, заведующий отделом реставрации и консервации Игорь Бородин рассказал, что ранее ни одна картина из фонда музея «не нуждалась в настолько пристальном внимании и настолько глубоких реставрационных работах», а также добавил, что процесс восстановления выявил несколько интересных фактов. Например, оказалось, что художник поменял один из фрагментов — «одна из мужских фигур изначально была женской». Кроме того, как доказала экспертиза, на картине «не менее 5-6 слоев краски», в качестве белого цвета Ван Гог использовал и цинковые, и свинцовые белила. Первые сохнут быстрее, и именно ими он завершал работу, «практически пальцами моделируя мазки». Однако наиболее интересен тот факт, что с обратной стороны полотна был обнаружен след другой картины.»Полотно лежало в стопке, поэтому с обеих сторон есть отпечатанные следы других работ Ван Гога. Однако пока мы не знаем, что за картина лежала в стопке, которую Ван Гог передал своему брату Тео в Париж, и отпечаталась с обратной стороны полотна», — сказал Бородин.Это не первая реставрация «Красных виноградников в Арле» — ранее над полотном работали в 1951 и в 1966 году. По словам Бородина, теперь картина пробудет в стабильном состоянии «60-70, а то и следующие 130 лет», если будет храниться в соответствии с рекомендациями реставраторов.На данный момент параллельно идет восстановление оригинальной рамы картины. Как отметил Бородин, осталось еще две-три недели до завершения этого процесса. До конца 2021 планируется выход фильма и лекций обо всех этапах реставрации, материалы будут доступны на сайте отдела реставрации и консервации ГМИИ.

https://ria.ru/20211109/pushkinskiy-1758052861.html

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/68782/63/687826360_0:64:2497:1937_1920x0_80_0_0_dd0a827898195d1e401d2c87962cc5d8.jpg

РИА Новости

[email protected] ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

государственный музей изобразительных искусств имени а. с. пушкина, марина лошак, винсент ван гог, музеи, выставки, новости культуры

Пушкинский музей отреставрировал «Красные виноградники в Арле» Ван Гога

МОСКВА, 20 дек — РИА Новости. Реставрация картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур» завершена в ГМИИ имени Пушкина, сообщила директор музея Марина Лошак.

«Когда проект запускался, мы еще не понимали, чего ожидать, и надеялись на лучшее. Сегодня же можно подводить итоги, и я считаю, что они существенны. Благодаря нашим партнерам было приобретено новейшее оборудование, микроскопы, которое очень помогло нашим сотрудникам и будет помогать впредь. Для меня как для директора был достигнут важнейший результат, который позволит показывать картину в музее, не беспокоясь о ее состоянии», — рассказала Лошак на пресс-конференции, посвященной завершению реставрации картины.

На вопрос о том, планируется ли «турне» для полотна после его восстановления, Лошак ответила, что «это вещь такого уровня, что все хотят получить ее на выставку», тем не менее сначала картина будет экспонироваться в ГМИИ имени Пушкина, а затем музей «поймет, как действовать».

Посетители музея смогут увидеть «Красные виноградники на Арле» на выставке «Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых», которая пройдет в июне 2022 года.

В свою очередь, заведующий отделом реставрации и консервации Игорь Бородин рассказал, что ранее ни одна картина из фонда музея «не нуждалась в настолько пристальном внимании и настолько глубоких реставрационных работах», а также добавил, что процесс восстановления выявил несколько интересных фактов.

Например, оказалось, что художник поменял один из фрагментов — «одна из мужских фигур изначально была женской». Кроме того, как доказала экспертиза, на картине «не менее 5-6 слоев краски», в качестве белого цвета Ван Гог использовал и цинковые, и свинцовые белила. Первые сохнут быстрее, и именно ими он завершал работу, «практически пальцами моделируя мазки». Однако наиболее интересен тот факт, что с обратной стороны полотна был обнаружен след другой картины.

«Полотно лежало в стопке, поэтому с обеих сторон есть отпечатанные следы других работ Ван Гога. Однако пока мы не знаем, что за картина лежала в стопке, которую Ван Гог передал своему брату Тео в Париж, и отпечаталась с обратной стороны полотна», — сказал Бородин.

Это не первая реставрация «Красных виноградников в Арле» — ранее над полотном работали в 1951 и в 1966 году. По словам Бородина, теперь картина пробудет в стабильном состоянии «60-70, а то и следующие 130 лет», если будет храниться в соответствии с рекомендациями реставраторов.

На данный момент параллельно идет восстановление оригинальной рамы картины. Как отметил Бородин, осталось еще две-три недели до завершения этого процесса. До конца 2021 планируется выход фильма и лекций обо всех этапах реставрации, материалы будут доступны на сайте отдела реставрации и консервации ГМИИ.

9 ноября 2021, 08:00КультураМарина Лошак: на нашу новую выставку выбирали вещи буквально пинцетом

Пушкинский музей обновил пространство постоянной экспозиции картин известных мастеров

Мастера — старые, восприятие — новое. В Пушкинском музее эксперимент с классикой: полотна постоянной экспозиции предлагают увидеть в новом свете. А некоторые — и открыть заново. Хотя речь о хорошо известных картинах Рембрандта, Боттичелли или фламандцев.

Они словно зависли в пространстве и безвременье. Лучшие работы старых мастеров — Византия, Германия, Франция, Голландия. Прогулка сквозь эпохи в новых белоснежных залах. Пространство музея теперь не узнают даже его работники.

«Это был зал, полностью застроенный пилонами, аркады были застроены, окна были зашиты панелями, зал был темно-бордового цвета», — рассказывает заведующая отделом образовательно-выставочных проектов Пушкинского музея Сурия Садекова.

Теперь из широких окон льется свет, и он везде вокруг, указывает на то, чего раньше не было видно. Каждый мазок, линия, текстура. Обновились стены, но словно новую жизнь вдохнули и в сами полотна.

«Вот эту вещь руки Джордано вообще узнать никто не мог, она высоко висела, а мы ее увидели рядом, и это вообще другое впечатление! Как будто бы ты пришел в новый музей, в котором ты никогда не был. Мне кажется, это стоит того», — говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

За обновленную экспозицию старых мастеров отвечает Патрик Уркад. Французский сценограф и историк искусства, он оформлял частные коллекции Карла Лагерфельда и создавал выставки в Версале и Музее Родена.

«В Пушкинском музее огромное количество света, это потрясающая архитектура. Именно так его задумывал Цветаев, и я хотел, что свет направлял зрителя в его прогулке. Да, то, что я создавал, это прогулка, словно солнечным летним днем», — поясняет куратор выставки Патрик Уркад.

Первое, что сделал Патрик Уркад, попав в музей, это — взял стул. Он тихонечко начал наблюдать за посетителями, где они ходят, где останавливаются, а где проходят мимо. К ужасу, сценограф обнаружил, что некоторые шедевры остаются без внимания. Так что в этом зале он устроил игру со зрителем. Вы заходите, видите посередине глухую стену и просто невозможно сдержать любопытство, не обойти ее и не заглянуть, а что же это за секретная комната.

Здесь — один на один остаешься с самим Рембрандтом. Причем представлены картины, отражающие все этапы его творчества. Эту он писал в 22 года. А здесь проявил свое мастерство, развитое уже за полвека жизни.

«Есть такой музейный термин внутри музейных сотрудников — «Мона Лиза каждого музея». Одна из таких картин — это «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Работа, что называется, классического Рембрандта. С его игрой света, он строит композицию свою именно световыми пятнами», — поясняет Сурия Садекова.

Французский зал ведет посетителей от эпохи Людовика XIV и классицизма до стиля пышных французских салонов.

«Мы попадаем в эпоху рококо, в так называемую «комнату Помпадур». Это название придумал сам Патрик Уркад, который работал над нашей экспозицией, и он хотел поместить нас в атмосферу первого министра культуры Франции, так негласно называли мадам де Помпадур. Именно благодаря ей во Франции появились такие небольшие, камерные, очень интимные помещения», — рассказывает куратор.

Рембрандт, Рубенс, Ботичелли, Тициан, Буше, в Пушкинском музее словно открывают их заново. Классика мировой живописи и экспериментальный подход. Реэкспозицию старых мастеров можно посетить всем желающим, достаточно продемонстрировать QR-код.

5. Импрессионизм из коллекции Пушкинского музея

Импрессионизм – это течение в искусстве, возникшее во Франции в последней трети ХIХ века.  В  60-70-е годы ХIХ столетия многие молодые французские художники, неудовлетворенные господством академической традиции начинают поиски путей обновления искусства. Они обращаются к темам и мотивам, взятым из реальной жизни: героями их произведений, становятся парижане, посетители театров, завсегдатаи кафе. Художники стремятся привнести в свои работы свежесть впечатления и непосредственность восприятия действительности.

Значительную роль в этом движении сыграл Эдуард Мане, которого принято рассматривать как предвестника импрессионизма, хотя сам мастер не считал себя приверженцем этого направления. Именно вокруг него объединились молодые живописцы: Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар.

История импрессионизма неотделима от творческой биографии Клода Моне. Даже сам термин импрессионизм (фр. impression – впечатление) своим происхождением обязан названию картины мастера «Впечатление. Восход солнца» («L’impression. Le soleil levant»). Главные открытия Моне совершил в жанре пейзажа, начав писать картины на пленэре. Изображение природы как изменчивой динамической среды стало основой творчества Камиля Писсарро и Альфреда Сислея.

Пьер-Огюст Ренуар воплотил новый идеал не только в пейзажном жанре, но и в многофигурных композициях, портретах, в изображении обнаженной натуры.

Особое положение занимает живопись Эдгара Дега. Используя технику пастели, Дега умело совмещал энергичный рисунок с выразительными возможностями цвета.

Последняя, восьмая выставка импрессионистов состоялась в Париже в 1886 году.

ГМИИ им. А.С.Пушкина обладает великолепными по  качеству  произведениями художников импрессионистов. Основу музейного собрания составляют коллекции Ивана Абрамовича Морозова и Сергея Ивановича Щукина. Представители богатых купеческих семей, они первыми стали собирать произведения современного им французского искусства, сумев за короткий срок создать коллекции, принадлежащие к числу наиболее знаменитых в мире.

 

Новое место для Рембрандта: как французский дизайнер снес стены Пушкинского музея

Патрик Уркад снес выгородки в галереях первого этажа, открыл вид на историческое пространство музея, перекрасив его в серый цвет, отказался от цветового зонирования по школам, приема, которым в музее пользовались едва ли не с 1924 года, когда была открыта картинная галерея, и перевесил работы.  

За свою карьеру Парик Уркад совершил немало головокружительных кульбитов. Специалист по искусству Ренессанса, автор выставок в садах Долины Луары и Версаля, Уркад работал в парижском Vogue, сотрудничал с Хельмутом Ньютоном и Ги Бурденом, собирал старых мастеров в коллекцию Карлу Лагерфельду, а теперь придумал новую экспозицию и фирменный серый цвет для Пушкинского музея. Forbes Life выяснил зачем.

Французский дизайнер, историк искусства и сценограф Патрик Уркад (Фото: Getty Images)

— Как вы оказались в Пушкинском музее в первый раз?

Реклама на Forbes

— В начале 2000-х. Мы с друзьями принимали участие в международной ярмарке в Манеже. Впервые в Пушкинский музей я попал вместе со знакомыми экспертами в области искусства. Помню, как увидел «Прогулку заключенных» Ван Гога. Тогда я смотрел на работу, а на меня — пожилая насупленная смотрительница. И все это под аккомпанемент восторженных восклицаний экспертов. Они восхищались свежестью, сохранностью работы, которую не реставрировали и которая не путешествовала. Совсем недавно я опять увидел «Прогулку заключенных». В Париже, в Fondation Louis Vuitton она выставлена совершенно иным образом, чем в Пушкинском. Новое освещение подчеркивает качество живописи и сохранность работы.

Хранители, конечно, были в легком ужасе, но музей был счастлив

— Как вы начали сотрудничать с Пушкинским музеем?

— В Пушкинском музее знали о моих работах. Осенью 2014 года в Версале шла моя выставка «У истоков дизайна», где мы познакомились с Мариной Лошак и Сурией Садековой. В 2019 году музей пригласил меня оформить выставку «Восточный джаз/East West Jazz», где были представлены восточные халаты из коллекции Александра Клячина. Потом у нас был другой очень интересный проект по мотивам «Салонов» Дидро, который так и остался нереализованным. Я хотел сделать инсталляцию из 200 картин французской живописи из коллекции ГМИИ, устроить шпалерную развеску от пола до потолка и отдать зрителя на съедение. Интересно же погрузить зрителя в такой сон, где вокруг только картины. А в центре мы бы задавали вопрос: «Какую картину вы в итоге увидели? Что вы запомнили?»

— И Пушкинский на это согласился?

— Хранители, конечно, были в легком ужасе, но музей был счастлив. Пока эту идею отложили. 

— В чем сейчас заключается ваша идея изменения выставочного пространства Пушкинского музея?

— Пушкинский музей — это неоклассическая архитектура, созданная Романом Клейном и Иваном Рербергом. Большие залы, монументальная парадная лестница. Пространство прямоугольное, тут вам не волнистые фантазии архитектора Фрэнка Гери в Fondation Louis Vuitton. Революционной находкой архитекторов был свет, большая часть крыши в Пушкинском стеклянная. Крышу, конечно, нужно переделать во время реконструкции.

Я пытаюсь вернуть заслуженное внимание старым мастерам, выставленным в залах первого этажа. Возродить логику, связывающую пространство и свет. Благодаря подчеркнутой простоте и ритмичности архитектуры работы будут легко читаться, тем самым подчеркивая логику стоящей за ними архитектуры света. Например, мы сделали открытие, что один из залов, в котором выставлено средневековое немецкое искусство и который расположен наполовину в подвале, на самом деле очень светлый. Стоило лишь освободить пространство зала от выгородок.

Смена экспозиции (Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина)

— Кем вы чувствуете себя в музее? Сценографом, художником, режиссером?

— Как говорят политики, хороший вопрос. Ответ простой — я и тот, и другой, и третий. Это у меня с детства, ребенком я постоянно менял мнение, чем немало огорчал своих родителей. В итоге я стал историком искусства, а потом ушел в Vogue. Надо сказать, что знакомство с Карлом Лагерфельдом пошло мне на пользу. Я наблюдал, как на своем пианино Лагерфельд наигрывал различные мелодии, одну для Fendi, другую для Chanel, еще одну для Lagerfeld. Так и у меня одна нога в производстве и технических деталях, а другая — в музеологии. 

Мы решили утвердить единый серый цвет Пушкинского, как серый Dior

Периодически мне приходят письма из музея с описанием технических проблем здания, например, что-то не так с системой труб, и эти проблемы тоже надо  решать. Что же касается музеологии, это другая история. Хранители выбирают работы. У нас, к примеру, есть варианты А, Б и В. В — это то, что мы бы не взяли в экспозицию, А — это то, что надо брать обязательно, и Б — если у нас хватит места, можно повесить. Правило простое, но облегчает выбор. Не стоит забывать, что выставленные работы часто представляют лишь малую долю коллекции. Например, в Лувре показаны лишь около 10-20%.

— Получается, выбор работ делали не вы?

— Я наблюдал, как хранители коллекций выбирали работы. Когда они соглашаются: «Этого Пуссена мы повесим, этого Рембрандта тоже» — то, как показать работу, решаю уже я. Посещая Пушкинский музей, я заметил: есть важные картины, мимо которых посетители проходят, даже не замечая их присутствия. Так бывает, когда работу размещают в зале без должного внимания. Я не предлагаю выделять каждой работе отдельный зал, как в случае с «Джокондой» в Лувре. Но я за то, чтобы продумать музейный маршрут, развесив картины в тихом, спокойном месте или же поместить их на видное место. Я это умею и люблю делать.

Я собирал коллекцию старых мастеров для Карла Лагерфельда (продана в 2000 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $7 млн. — Forbes Life). Изначально мы вешали работы на стену одна к другой, так как это было принято у коллекционеров прошлого. Но потом, когда я разрабатывал сценографию, задумался о том, как заострить внимание зрителя: вот, посмотрите, здесь есть что-то, вот на это стоит обратить внимание. То есть зрителя надо вовлечь в игру. Так появилась система модулей, архитектурных единиц. Ее задача — позволить увидеть работы малого и среднего формата. Когда мы находимся перед небольшой стенкой, где на выступающей поверхности в небольшой нише размещена работа, у нас создается впечатление, что мы можем взять эту картину в руки.

На днях на выставке коллекции Морозовых в Fondation Louis Vuitton я встречался с руководителями Пушкинского музея и сказал, что для новой развески надо будет поменять свет. На примере «Прогулки заключенных» я пытался объяснить, насколько музейный свет меняет восприятие картины. Сейчас в Париже «Прогулка заключенных» подсвечена так, как во времена Ван Гога, на нее будто падает дневной свет, при котором художник ее писал. 

Реклама на Forbes

Что касается взаимодействия с картиной, в эпоху Возрождения были большие коллекции и было два типа заказов, религиозные и частные. Для частных заказчиков писали портреты, которые их владельцы, конечно же, брали в руки. В различных студиоло картины были выставлены так, что их можно было взять в руки, ими манипулировали. Сегодня предложить публике взять картину в руки — это что-то немыслимое. 

В процессе смены эспозиции (Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина)

— Каким будет свет в Пушкинском музее?

— Мы не можем направлять напрямую дневной свет в залы. Сейчас меняем шторы, потому что был сделан выбор в пользу серых, а я думаю, что нужны белые шторы, которые подчеркнут широту пространства. 

То освещение, что есть сейчас, следует заменить. Нужен активный меценат, который взял бы в свои руки этот процесс в музее, предстоит большая фундаментальная работа.

— Какой идее подчинена экспозиция?

Реклама на Forbes

— Сохраняется хронология, и появляются эффекты. Чтобы посетитель не заскучал, надо поддерживать его присутствие духа. В большом зале, посвященном итальянской школе, где висят Гварди и великие классики, я хочу сохранить пространство большой галереи, отличительной черты великой итальянской живописи, а напротив создать собрание модулей. Для трех картин, несколько в отдалении, я придумал некое подобие пирамиды, которая подчеркнет грандиозность галереи и в то же время позволит создать иллюзию того, что картину можно взять в руки. Что же касается организации, то правил здесь нет. Модули в разных залах будут организованы по-разному, в зависимости от желаемого эффекта. У системы модулей есть и образовательная, и эстетическая сторона.

Ребенок видит то, что взрослые не увидят. Надо, чтобы музей стремился к тому же

— Сколько времени у вас ушло на проект?

— Мы работали начиная с весны. Некоторые залы, как и некоторые коллекции, я открыл для себя раньше других. Моей идеей было унифицировать пространство. А хранители коллекций хотели сохранить соответствие между цветами стен залов и выставленными в них школами. В августе мы все-таки пришли к согласию и решили утвердить единый серый цвет Пушкинского, как серый Dior. Серый визуально увеличит пространство музея, доведет его до бесконечности — в этом прелесть.

— Можно ли сказать, что новая сценография должна привлечь зрителя в музей? Заставить его прийти в то время, когда появляется все больше возможностей в музей не ходить, особенно с появлением GoogleArts?

— Музей — такая же прогулка, как и любая другая. Как прогулка в саду, только вместо цветов мы смотрим на картины, или скульптуры, или другие объекты. В музей приходит много разных посетителей. Есть много посетителей, которые любят Пушкинский, ходят туда с детства и чувствуют себя как дома. Я не хотел бы  шокировать этого зрителя, но я хотел бы вернуть ему удовольствие новизны, заново показать ему пространства музея.  

Реклама на Forbes

Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина

Есть те, кто приходит в Пушкинский музей в первый раз. В трех из четырех случаев их внимание притягивают очень классические вещи. Например, парадная лестница с ее колоннами —  не предмет искусства, а предмет архитектуры. 

Есть множество молодежи и детей, которым нужно помочь создать представление о музее как о месте привлекательном, доставляющем удовольствие и на подсознательном уровне приучить взгляд. Не стоит забывать, что глаз современной молодежи сформирован цифровыми технологиями, всеми этими бесконечными играми с фотографией. И это надо учитывать. Понятно, что завтра цифровая форма не исчезнет.

Я француз до мозга костей. Мы любим Декарта и множество весьма классических вещей, но в то же время понимаем сумасшествие

Приведу пример. В маленькой деревне на западе Франции, где родился мой отец, я каждый год на 14 июля организую конкурс фотографии для всех жителей региона. Мы получаем порядка ста фотографий. В последний раз самому юному фотографу было семь лет, самому взрослому 87, чтобы сделать фотографию, он залез на крышу дома. Не было ни одной неудачной фотографии, по той простой причине, что сегодня, с доступными нам аппаратами, фотография не может не удасться, она снимает себя сама. Самое интересно в этом конкурсе — наблюдать, как работает взгляд. Я провожу этот конкурс последние шесть лет, и фотографии постоянных участников становятся лучше из года в год.

Дети снимают совсем не то, что снимают взрослые. Обычно ребенок интересуется деталями. У детей нет глобального видения мира, зато ребенок видит то, что взрослые не увидят. Надо, чтобы музей стремился к тому же. Прежде чем учить, что такое итальянская школа, испанская, английская, надо образовывать глаз, взгляд. Надо отдать должное дирекции Пушкинского музея, изменения, которые они проводят, помогут сделать шаг вперед, в сторону образования зрительского взгляда.

— Вы принимаете во внимание такую категорию, как инстаграмность?

Реклама на Forbes

— Есть знаменитая фотография с «Джокондой»: зал, наполненный людьми с телефонами в руках, и все взгляды направлены в телефоны. Все видят «Джоконду» на экранах, и для них она в этом и заключается. Конечно, это интересно, потому что мы видим разницу между взглядом, видением и изображением, действительностью, реальностью и изображением. Это неизбежно, не будем же мы запрещать все фотоаппараты, съемки, этот процесс не остановить, но из него мы можем извлечь пользу и для детей и для взрослых.

Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина

— Как вы думаете, откуда у русских такая страсть ко всему французскому? К кухне, искусству, моде? 

— Есть такие мостики между Россией и Францией, как и Россия — Италия, взять хотя бы Санкт-Петербург. Для французов Россия — место, где часто идет снег, можно сказать, она — синоним снега, что-то экзотическое. И конечно, литературная сторона, романтическая. «Евгения Онегина», например, французы хорошо понимают. Они представляют себе эпоху Бодлера, и для них все становится на свои места.

Для меня русские — народ сильных страстей, во всяком случае я так его вижу. Я люблю русскую музыку. Стравинский, на мой взгляд, наиболее современный из всех композиторов. И я отлично понимаю великих русских коллекционеров, Морозова и Щукина. Они как Екатерина Великая. У русских очень рано появилось целостное видение искусства. Это было абсолютное видение, они захотели поглотить искусство. У американцев интерес к искусству был рассудочным, периодически даже снобским, а у русских — глубинный, безрассудный. 

— И это же заметно в коллекции Пушкинского музея? 

Реклама на Forbes

— Да. В ней, конечно, есть лакуны, но это неизбежно. Но в то же время в ней есть жизнь, а не только музейная экспозиция, демонстрация.

Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина

— Как вам выставка коллекции Морозовых в Fondation Louis Vuitton?

— Коллекция великолепная, как, впрочем, и Щукинская, разница в настроении. Они были собраны по-разному. Коллекция Морозовых интимнее, камернее. Оба, Морозов и Щукин, стояли у истоков современности, они очень рано ее поняли. Выставка дает возможность увидеть коллекции, разбросанные сейчас по разным музеям России, воссоединенными. Если судить с точки зрения истории искусства, то есть моменты, с которыми можно поспорить. Например, мне показалось, что восстановленный зал Мориса Дени слишком велик в сравнении с оригинальным замыслом Морозова. Здесь же все непропорционально грандиозно, что странно для Мориса Дени, художника, чье искусство построено на глубокой искренности, которой противопоказана монументальность. 

Сюзан Паже, директору фонда Vuitton, согласие с архитектором Фрэнком Гери далось тяжело. Ведь он только и делал, что строил изогнутые стены. Она была возмущена, заявляла, что ей тоже надо как-то вешать картины и что будьте добры сделать хоть немного ровных поверхностей. В итоге Гери построил ей парочку. Думаю, что, когда речь заходит о сценографии, необходимо подстраиваться под работы на выставке, и в случае коллекции Морозова мне кажется, что этого было недостаточно.

Элемент декора музея во время смены экспозиции (Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина)

— Как вы  рассчитываете стоимость вашей работы?

Реклама на Forbes

— Ну, для начала замечу, что я не очень дорого беру. И я не хочу брать много. Для меня вознаграждение преследует две цели: я сам должен на что-то жить, и у меня должна быть возможность создавать, работать. А чтобы работать, надо платить мастерам, которые создают макеты, коллажи фотографий, рамы. Всем им надо платить честно и вовремя. Я стремлюсь к балансу между тем, что делаю, и сколько запрашиваю, и почему. 

— Как вы определяете количество работы? Это количество предметов? Размер пространства?

— Все вместе. Вы можете разобраться с 400 работами как за четыре дня, так и за три месяца. Задача — знать, что же мы хотим получить под конец. И потом, есть простое правило: не просить денег там, где их нет. Деньги надо просить там, где они есть, и у тех, кто готов с ними расстаться. Я понимаю роль меценатов, она очень важна для музеев. Директор  Версальского дворца Катрин Пегар рассказывала мне, что, когда она встречается с потенциальными спонсорами, они не сразу понимают, зачем Версалю  деньги, им кажется, что раз дворец покрыт золотом, то и деньги ему не нужны. Я думаю, что меценаты сегодня действительно могут помочь музеям. У них есть возможность сыграть невероятную роль в истории цивилизации. Некоторые из них могут творить настоящие чудеса.

От Энгра до Мунка: 5 экспонатов Пушкинского музея и их история

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков располагается в бывшей московской усадьбе князей Голицыных, которая сейчас стала одним из корпусов Пушкинского музея. Здесь выставлены работы знаменитых европейских и американских художников: Пабло Пикассо, Анри Руссо, Эдгара Дега, Эжена Делакруа и многих других.

Мы выбрали для вас картины Марка Шагала, Клода Моне, Жана Огюста Доминика Энгра, Пабло Пикассо и Эдварда Мунка. Читайте о них, нажимайте на точки интереса в приложении Artefact и узнавайте, почему Шагал часто писал свою жену парящей в воздухе, какое событие повлияло на живопись Пикассо и какая картина Мунка стала самой дорогой после его «Крика».

Марк Шагал. «Ноктюрн (Ночная сцена)»

Марк Шагал написал картину «Ноктюрн (Ночная сцена)» в 1947 году, вскоре после смерти горячо любимой жены Беллы Розенфельд. Они прожили вместе почти 30 лет. Художник писал о жене: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Без ее одобрения он не заканчивал ни одну свою работу. Белла стала моделью для большинства женских образов в творчестве Шагала: именно ее он изобразил на картинах «Голубые любовники», «Акробатка», «Свадьба», «Белла в белых перчатках». На знаменитых полотнах «Прогулка», «День рождения» и «Над городом» Марк Шагал выразил свои чувства к жене: он изобразил себя и ее парящими в воздухе.

Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке… Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь… И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас.

На картине «Ноктюрн» Шагал тоже изобразил Беллу в полете: огненно-красный конь несет ее по ночному небу. Ряд домов внизу — это Покровская улица в Витебске, родном городе художника. Именно здесь Шагал жил с Беллой после свадьбы.

Пабло Пикассо. «Старый еврей с мальчиком»

Картина «Старый еврей с мальчиком» — одна из главных работ так называемого «синего», или «голубого», периода в творчестве Пабло Пикассо. В то время, в 1903–1904 годах, Пикассо тяжело переживал смерть близкого друга и создавал меланхоличные монохромные полотна в сине-зеленых оттенках, с редкими вкраплениями более теплых цветов. Их героями становились нищие, пьяницы, бродячие музыканты, женщины из публичных домов. Сегодня эти картины считаются одними из самых популярных работ Пикассо, хотя во время жизни художник с трудом продавал их: цветовая гамма и сюжеты казались покупателям чересчур мрачными.

Героев картины — слепого старика и мальчика — Пикассо писал с реальных нищих, которых видел на улицах Барселоны. В 1904 году картину «Старый еврей с мальчиком» приобрел для своего частного собрания российский меценат Сергей Щукин. После революции его коллекция стала национальной собственностью, и полотно Пикассо вместе с другими полотнами попало в Пушкинский музей.

Читайте также:

Жан Огюст Доминик Энгр. «Мадонна перед чашей с причастием»

Картина «Мадонна перед чашей с причастием» относится к позднему периоду творчества Жана Огюста Доминика Энгра — французского живописца, представителя классицизма и академизма. Это полотно Энгр создал по заказу наследника российского престола — будущего императора Александра II. По его просьбе художник, помимо Мадонны, изобразил на картине святых Александра Невского и Николая Угодника, которые считались покровителями самого цесаревича и его отца Николая I.

На образ Мадонны живописца вдохновили работы его любимого художника Рафаэля Санти. В своих картинах он придерживался рафаэлевских принципов композиции, освещения, пропорций и цветовой гаммы.

На полотне «Мадонна перед чашей с причастием» расположение предметов на столе совпадает с положением персонажей. Марии соответствует чаша с просфорой — хлебом, который используется в церковных таинствах. Справа и слева от нее расположены два подсвечника с горящими свечами — они олицетворяют святых.

Клод Моне. «Сирень на солнце»

Знаменитый французский импрессионист Клод Моне начал работать над картиной «Сирень на солнце» весной 1872 года. Он писал это небольшое полотно с натуры в саду своего дома, в предместье Парижа Аржантей. Под цветущим кустом на картине видны две женские фигуры: для одной из них художнику позировала его жена Камилла.

Моне намеренно не стал прописывать на картине мелкие детали: соцветия сирени, черты лиц, складки одежды. Для него, как и для большинства импрессионистов, гораздо важнее было запечатлеть игру света и тени, блики, сочетания цветов, которые передали бы общее настроение пейзажа.

Картину дважды выставляли в галерее французского коллекционера Поля Дюран-Рюэля. В 1899 году ее купил Сергей Щукин. «Сирень на солнце» стала первой импрессионистской картиной, которая попала в Россию.

Эдвард Мунк. «Белая ночь»

Полотно Эдварда Мунка «Белая ночь» известно и под другим названием — «Девушки на мосту». Художник написал его в небольшом норвежском городке Осгардстран, куда часто приезжал на лето. Именно в это время года в Норвегии начинается сезон белых ночей, когда солнце почти круглые сутки не заходит.

Картина написана в духе модерна — самого популярного стиля начала ХХ века, который охватывал не только живопись, но и литературу, архитектуру и другие сферы искусства. В отличие от многих других работ Мунка, например его самого знаменитого полотна «Крик», в «Белой ночи» нет напряженных и мрачных мотивов, которые художник постоянно воплощал на холсте после разрыва с возлюбленной Туллой Ларсен.

Один из вариантов полотна «Белая ночь» был продан на аукционе Sotheby’s за 54 миллиона долларов и стал самой дорогой работой Мунка после «Крика».


Автор: Ирина Кирилина

Государственный художественный музей имени Пушкина в Москве

Живопись, скульптура и прикладное искусство от древней истории до наших дней – все это и многое другое ценители искусства могут найти в Пушкинском музее.

Величайшие сокровища музея можно найти в его коллекции европейского искусства 1600 года, в частности, неизменно популярной и обширной коллекции французских импрессионистов и постимпрессионистов, которая по своему объему приближается к коллекции Музея д’Орсе.Также следует отметить выставку «Троянского сокровища» Шлимана, вывезенного из Берлина в конце войны и, вероятно, датируемого поздним бронзовым веком; небольшая коллекция из древнего Египта; и комнаты, полные гипсовых слепков самых важных скульптур от эллинистической эпохи до эпохи Возрождения.

Несмотря на то, что музею не хватает современного лоска его западных аналогов — в настоящее время нет путеводителя даже на русском языке, многие экспонаты, кажется, никогда не чистились, а освещение и декор старомодны, чтобы сказать по крайней мере, в огромной коллекции более чем достаточно материала, чтобы компенсировать любые поверхностные недостатки.Недостаточное финансирование и сопротивление изменениям также означают, что, хотя Пушкинская и немного обшарпанная, она является гораздо более мирным местом для созерцания великого искусства, чем многие из более разрекламированных и суматошных крупных галерей на Западе.

Музей постоянно меняет свою постоянную экспозицию, что дает публике возможность увидеть больше огромной коллекции, но также может немного разочаровать, если вы придете посмотреть на конкретную картину, которая была необъяснимо перемещена. Есть также регулярно меняющиеся временные выставки, которые часто включают коллекции из-за рубежа.А рядом с главным зданием, на Волхонке, 14, находится Музей частных коллекций, специально построенный и открытый в 1994 году, в котором собрано преимущественно русское искусство конца XIX и начала веков.

Часы работы: Со вторника по воскресенье: с 10:00 до 18:00, понедельник выходной.

Экстраординарные художественные собрания Пушкина и Эрмитажа теперь в двух показах блокбастеров

Царская Россия конца 19-начала 20 века была глубоко авторитарным обществом в обрамлении православного мистицизма и строгой воинской иерархии. Однако существовала сплоченная интеллигенция, состоявшая из плодовитых писателей и художников, способных наладить богатую культурную жизнь, доступную гражданам , в основном буржуазии. Среди них были и те, кто начал воспитывать свой вкус в искусстве, особенно в современной живописи, и решил стать влиятельными меценатами.

Семья Морозовых и Щукиных стали ведущими коллекционерами искусства, предложившими концепцию меценатства в российском культурном пространстве .Их интересовала местная, но еще больше интернациональная продукция с особым упором на французских артистов. Можно сказать, что братья Морозовы и Сергей Щукин отстаивали творчество импрессионистов, и с точки зрения современности их коллекции современного искусства являются одними из лучших в мировом масштабе.

Обе коллекции были конфискованы государством после большевистской революции 1917 года и разделены между Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге и Московским музеем Пушкина . Чтобы пересказать увлекательные истории своей коллекционерской деятельности, эти учреждения решили представить коллекции, предоставив свои фонды друг другу для двух совпадающих выставок под названием Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры и Щукин. Биография коллекции .


Анри Руссо — Нападение ягуара на лошадь, 1910 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина. ТАК КАК. Пушкин

Деятельность Щукиных и Морозовых

Одна из таких выставок прослеживает историю коллекции Сергея Щукина через призму его личности и его семьи, а также более широкого культурно-исторического контекста.Рядом выставлены коллекции братьев Сергея Щукина Петра, Дмитрия и Ивана.

А именно Сергей Щукин (1854–1936) вырос в семье московского купечества. Хотя его братья собирали произведения искусства с юности, Сергей начал формировать свою собственную коллекцию в возрасте 40 лет , и, безусловно, братья повлияли на подход Сергея к коллекционированию. Коллекция Сергея Щукина отражает широкий круг интересов, характерный для московских меценатов того времени.Одними из первых произведений импрессионистов были приобретенные коллекционером в 1898 году , и вскоре он стал известен как коллекционер радикальной живописи. За двадцатилетний период Сергею удалось сформировать одну из лучших в мире коллекций новой французской живописи.

С другой стороны, была Семья Морозовых, имевшая ведущую роль в культурной жизни Москвы и в числе первых приобщившая людей к новейшим тенденциям западного искусства.В начале 19 века Савве Морозову удалось основать собственную мастерскую и заработать достаточно денег, чтобы купить себе и своей семье свободу, поэтому уже к концу 19 века его внук, также по имени Савва, стал покровителем МХТ, а его правнуки, Михаил и Иван, стали известными коллекционерами новой западной живописи .


1913 Зал Матисса в С.И. Щукине

Сплетение шедевров

На выставке Щукина представлено произведений из коллекций других братьев Щукиных (Пётр Щукин собирал драгоценности, исторические реликвии, предметы прикладного искусства и быта, а Дмитрий Щукин собирал произведения старых мастеров, особенно голландскую живопись XVII века и был крупным искусствоведом и частью коллекции трагически погибшего Ивана, знатока Парижа и парижской жизни). В центральной части будет реконструкция коллекции Сергея Щукина , а отдельный зал посвящен специфическим увлечениям коллекционера.

Если быть более точным, то в экспозиции представлено число сто пятьдесят картин и скульптур из собрания Сергея Щукина, в том числе работы Анри Матисса (24 работы), Пабло Пикассо (24 работы), Клода Моне (13 работ), Поль Гоген (13 работ), Андре Дерен (13 работ), Поль Сезанн (7 работ) и Анри Руссо (5 работ).Среди экспонатов выставки — культовая картина Матисса «Танец », изначально написанная для особняка Щукина в Москве, и картина Пикассо «Три женщины и мальчик с собакой» .

Выставка, посвященная морозовской коллекции, включает сто девять произведений из Эрмитажа и тридцать одну картину из ГМИИ им. Пушкина , собранных Иваном и Михаилом Морозовыми. Михаил Морозов был тем, кто открыл Гогена и Боннара и привез в Россию первую картину Ван Гога, а его брат Иван сформировал уникальный ансамбль полотен Гогена и поручил Морису Дени изготовить беспрецедентное украшение для его Музыкального салона .

На выставке представлены знаменитые шедевры Сезанна, Гогена, Моне, Ренуара, Матисса и Пикассо. В сборник также вошли декоративные ансамбли художников-постимпрессионистов и основателей группы «Наби», такие как цикл Мориса Дени « История Психеи » и средиземноморский триптих «» Пьера Боннара и. Специально для выставки реконструирован Белый зал Ивана Морозова, помещение, для которого в 1907 году был заказан цикл «Психея».


Анри Матисс — Фрукты, цветы и панно «Танец», Франция, 1909.Холст, масло, 89,5 х 117,5 см. Авторские права: © Succession H. Matisse

Коллекция Щукина и Морозова На просмотре

Эти две исключительные выставки известных российских коллекционеров позволяют предположить, что и Сергей Щукин, и братья Морозовы собирали западную живопись с целью просвещения и расширения кругозора в области искусства .

Обе выставки сопровождаются научными иллюстрированными каталогами   Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры , изданные Издательством Государственного Эрмитажа, и альбом с каталогом вместе с биографией Сага о Щукине.Собиратели шедевров (подготовлено куратором выставки Натальей Семеновой).

Щукин. Биография Коллекции будет экспонироваться на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве до 15 сентября 2019 , а Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры будут экспонироваться в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге до 6 октября 2019 года .

Избранные изображения: Поль Гоген — Сбор фруктов, 1899.Пушкинский музей изобразительных искусств. ТАК КАК. Пушкин; Пьер Боннар — Триптих На берегу Средиземного моря. Франция, 1911. Холст, масло, 407 х 152 см; Винсент Ван Гог — Хижины, Франция, 1890. Холст, масло, 59 х 72 см. Все изображения предоставлены ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственным Эрмитажем.

Московский музей Пушкина представляет сокровища модернизма

Картина Клода Моне на выставке «86». Изображение предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина

МОСКВА (AP) – Знаменитые произведения Клода Моне, Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса и Пабло Пикассо были представлены в среду на крупной выставке в Московском музее Пушкина.

Сокровища происходят из коллекции начала ХХ века российского предпринимателя Сергея Щукина, чья коллекция была конфискована, а затем поделена Советским государством.

Выставка объединяет произведения из музеев Пушкина, Эрмитажа и других музеев в, пожалуй, наиболее полную версию его коллекции, предлагая зрителю возможность увидеть ее такой, какой ее задумал сам Щукин.

Выставка «Щукин. Биография коллекции» объединяет работы, собранные русским суконным магнатом и его братьями во время многочисленных поездок в Париж до большевистской революции 1917 года.

Щукин показал свою коллекцию у себя дома в Москве, выставив принципиально новые для того времени работы. Ему было все равно, что думает общественное мнение, и он преследовал вещи, которые даже ему иногда было трудно оценить, но которые он считал убедительными и важными.

«Щукин был готов к непониманию со стороны общества — оно было тотальным — не только его собственной бизнес-среды, но и арт-сообщества, критиков и прекрасных русских художников, которые не приняли ни Матисса, ни кубиста Пикассо», — рассказала директор Пушкина Марина Лошак. Ассошиэйтед Пресс.«Он все это делал сознательно, он ожидал такой реакции и был ею восхищён».

Лошак считает Щукина пионером, повлиявшим на ход истории искусства ХХ века.

Он купил Гогена, Матисса, французских импрессионистов и Пикассо, когда эти художники были глубоко не в моде в Европе. Но множество бесценных шедевров, которые сейчас висят в Пушкине, в том числе знаменитая работа Матисса «Танец », являются свидетельством его уникального вкуса и личных убеждений.

Анри Матисс «Танец», 1910 год. Изображение предоставлено Wikimedia Commons.

Щукин «хотел быть первым, первым открыть и показать миру и создать новую историю», — сказал Лошак.

Она охарактеризовала Щукина как одного из великих коллекционеров произведений искусства в русской традиции, в которую входит банкир Павел Третьяков (чья коллекция русского искусства заполняет Государственную Третьяковскую галерею в Москве).

«Трудно найти человека, который так собирает современное искусство, с такой страстью и делает его целью своей жизни, таких людей немного, но они были в России», — сказал Лошак.

___

«Щукин. Биография коллекции» и параллельная выставка современного искусства из частной коллекции Фонда Louis Vuitton проходят с 19 июня по 15 сентября в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

КЕЙТ ДЕ ПЮРИ, Associated Press

Copyright 2019 Ассошиэйтед Пресс. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, транслировать, переписывать или распространять.

AP-WF-06-19-19 1432GMT

 

 

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.