Храм христа спасителя какое метро: Храм Христа Спасителя в Москве: адрес, станция метро, как проехать, где находится — Фотографии — История строительства Храма Христа Спасителя

Содержание

В Церкви призвали помнить, что мрамор двух станций московского метро – фрагменты взорванного храма Христа Спасителя

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Несмотря на то, что сегодня храм Христа Спасителя в Москве восстановлен, стоит хотя бы иногда вспоминать трагедию его разрушения, а также то, что фрагменты его облицовки использованы в оформлении станций метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», к этому призвал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

«Есть даты, которые стараются не отмечать и не вспоминать. Это темные страницы нашей истории. Такие, например, как эта: вчера исполнилось 90 лет со дня взрыва Храма Христа Спасителя», – написал представитель Русской Православной Церкви 6 декабря у себя в Telegram-канале.

Владимир Легойда напомнил, что исторический храм Христа Спасителя был разрушен 5 декабря 1931 года.

«Ударная волна ощущалась на расстоянии в несколько километров, но храм устоял.

Уничтожить собор удалось лишь вторым взрывом, в полдень», – рассказал глава Синодального отдела.

Владимир Легойда также напомнил, что формальным поводом для сноса храма стал проект строительства Дворца Советов – огромного небоскреба со статуей Ленина на его вершине.

«Грандиозным планам осуществиться не удалось – Дворец Советов так и не построили выше фундамента, а при Хрущеве и его разобрали и устроили на берегу Москвы-реки открытый бассейн», – добавил представитель Церкви.

В наше время храм Христа Спасителя восстановлен, и все же, как считает Владимир Легойда, «забывать прошлое нельзя, какими бы печальными или постыдными ни были его страницы».

«Сегодня, проезжая по красной ветке московского метрополитена, хотя бы на мгновение, хотя бы иногда нужно вспоминать, что мрамор станций «Кропоткинская» и «Охотный ряд» – это не просто украшение самого красивого в мире метро – это фрагменты облицовки уничтоженного храма», – призвал глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Читайте также:

Храм Христа Спасителя — главный храм России

Храм Христа Спасителя. Инфографика

Скамьи станции метро «Новокузнецкая» и храм Христа Спасителя: chulga — LiveJournal


Фото 1950 г. Станция метро «Новокузнецкая»

Интересную информацию прочитал в мордокниге. Но поскольку ФБ — это, увы, помойка и всё исчезает в неизвестном направлении, то перенесу сюда на память.

Существует известная легенда, что скамьи станции метро «Новокузнецкая» — якобы скамьи из храма Христа Спасителя. Я уже писал когда-то, что это не так. Что это не более чем легенда.
Вот и ещё одно подтверждение этому.


Вот что пишет Евгения Литвин-Счастливых:
«Скамьи мне всегда казались чужими на станции. На фоне советской геральдики они выглядели слишком «дореволюционно». Я насчитала четыре типа рисунков на волютах, все они классических растительных мотивов — шишки, гроздья винограда, пальмовые ветви и папоротник. Какие тут могут быть звезды, пушки и колосья, столь актуальные для 1943 года?
И я решила искать.
Долго копалась в архивах исторички, вычитывала брошюры с описанием убранства Храма Христа Спасителя — скамей в перечнях не упоминалось. Сотрудники музея Московского метрополитена ничего внятного сказать не могли. Библиотека МАРХИ — тоже.
И тут я совершенно случайно узнала, что в Москве живет и здравствует сын архитекторов станции Ивана Таранова и Надежды Быковой — Андрей Иванович. Ему 75 лет, и он также архитектор.
Андрей Иванович принял меня у себя дома, на Патриарших прудах. И рассказал истинную историю Новокузнецкой.


Фото 1945 г. Л. А. Великжанина

Супругов-архитекторов Ивана Таранова и Надежду Быкову консультировал академик Иван Жолтовский, большой ценитель классического искусства и архитектуры. Он одобрил выбранный молодыми архитекторами рисунок свода для станции, тема которого была позаимствована из римской гробницы Валериев. Скамьи с волютами и растительными орнаментами, а также тонкие торшеры с плоскими светильниками удачно завершали идею подземного дворца. Уют помогали создать мраморные коврики, выложенные под торшерами и у скамей. Иван Таранов прекрасно рисовал, по его эскизам были выполнены скамьи ещё в 1938 году из мрамора коелга (месторождение этого мрамора начали разрабатывать в 1925 году в Челябинской области). Далее своего часа скамьи ожидали, по словами Андрея Ивановича, скорее всего на складе завода Метростроя в Черкизово. Но тут грянула война. Иван Таранов и вся семья были эвакуированы в Барнаул. После того, как немцев отбросили от Москвы, строительство метро возобновили, и Новокузнецкую хотели закончить другие архитекторы. Таранов не без труда вернулся в Москву и отстоял своё право завершить строительство станции. Его, в буквальном смысле, хотели оболгать, снова припомнив дворянское происхождение, а также обвинив в якобы высоких тратах на изготовление скамей в условиях военного времени. Таранову уже светил срок, но то, что скамьи были изготовлены ещё до войны в 1938 году, фактически спасло ему жизнь. При этом, пришёл приказ сверху украсить станцию в духе военной темы.
Конечно, Таранов и Быкова были против, как и Жолтовский. Ведь белая и изящная станция теряла свою легкость, но приказ есть приказ. Картуши с изображением военных полководцев, фризы с пушками и солдатами, мозаики были установлены. Таким образом получилось, что это не скамьи смотрятся чуждо по отношению к геральдике, а, напротив, именно она чужеродна по отношению к первоначальному проекту. Таранов и Быкова были награждены Сталинской премией за Новокузнецкую. Всего они построили 15 станций метро.


Андрей Иванович Таранов и Евгения Литвин-Счастливых.

Кстати, в переходе с Новокузнецкой на Третьяковскую в стене установлено мраморное панно. Слева изображён мужчина с большим проектом в руках — это Иван Таранов (по словам Андрея Ивановича очень похож), а левее, через одного метростроевца, с короткой стрижкой — Надежда Быкова».
Отсюда

От себя добавлю. Лет 10 назад я читал интервью Н. Быковой. И в этом интервью она упоминала, что мрамор ХХС при отделке этой станции всё же использовался. А конкретно — плиты, на которых были высечены имена героев войны 1812 года. Насколько я понял из них изготавливали боковые накладки для скамей. Хотя полной уверенности в этом у меня нет. А сами скамьи, конечно, никакого отношения к храму Спасителя не имеют.

КАК СТЕНЫ ХРАМОВ ПЕРЕЕХАЛИ В МЕТРО

Все смешалось: скамейки, мрамор, бронза, смальта

Московский метрополитен, открывшийся 81 год назад, 15 мая 1935 года, впустил горожан в новый мир – мир наполненных светом роскошных станций-дворцов с высокими потолками. Метро не просто призывалось сделать жизнь москвичей удобней. По задумке начавших передел религиозной страны в атеистическое общество большевиков подземка должна была предложить народу «новые храмы» будущего.

Многие церкви в то время были закрыты, иные – разрушены. Поэтому станционный интерьер делали таким, чтобы, попадая сюда, пассажир отчасти удовлетворял тоску по давно знакомому церковному убранству. Оттого-то первые станции нередко действительно напоминают своими мраморными колоннами, сводчатыми потолками и мозаичными картинами величественные соборы.

Но причина сходства не только в этом. Многие московские храмы подарили жизнь метровокзалам в буквальном смысле слова.

«Охотный Ряд» (1935 год)

На оформление этой станции первой очереди метро пошла часть внутренней отделки разрушенного в 1931 году Храма Христа Спасителя. Несущую часть пилонов облицевали белым итальянским мрамором «ординарио», боковые стороны – голубоватым «бардильо». Уличные вход и выход станции «Охотный Ряд», встроенные в здание гостиницы «Москва», обрамили финским красным гранитом с цоколя уничтоженного собора. Перед сносом Храма ученые Всесоюзного института минерального сырья тщательно изучили мраморную облицовку здания. Затем мрамор со всеми его узорами сняли и увезли на завод НКВД в Хамовники, где превратили в плиты.

«Кропоткинская»(1935 год, с момента открытия до 1957 года – «Дворец Советов»)

Историк искусства, специалист по архитектурной фотографии Музея архитектуры имени А.В. Щусева Мария Рогозина уверена, что вестибюль станции метро «Дворец Советов» также выложили мрамором, оставшимся от разрушенного Храма Христа Спасителя. По ее словам, в метро был склад, куда свозили мрамор из взорванного собора. Материал был очень высокого качества, и его активно использовали для облицовки – ведь ходить далеко не надо было. Однако другие специалисты заявляют, что данный мрамор здесь не использовался. Первоначально путевые стены станции были покрыты метлахской плиткой, замененной впоследствии уральским мрамором Коелгинского месторождения.

«Площадь Революции» (1938 год)

Сейчас на этой станции мы видим 64 скульптуры коленопреклоненных красногвардейцев, матросов, партизан (изначально на постаментах в углах пилонов установили 76 бронзовых фигур, но частично они оказались утрачены во время Великой Отечественной войны). Отлиты эти статуи из металла переплавленных церковных колоколов. Известно также, что бронза колоколов Храма Христа Спасителя использовалась в архитектурном декоре ансамблей зданий, где расположены выходы со станций первой очереди. В частности, из бронзы изготовлены барельефы известных русских писателей, которые мы видим сейчас на фасаде так называемого нового здания Российской государственной библиотеки.

«Театральная» (1938 год, с момента открытия до 1990 года – «Площадь Свердлова»)

Для завершения работ здесь не хватало отечественного белого мрамора. Чтобы восполнить создавшийся дефицит, в ход пошел мрамор Каррары от разрушенного Храма Христа Спасителя.

«Новокузнецкая» (1943 год)

В 1990-е годы в Москве была популярна легенда о том, что установленные на этой станции мраморные скамьи взяты из Храма Христа Спасителя. Подтвердить или опровергнуть ее невозможно: из сохранившихся фотографий внутреннего убранства снесенного собора до нас дошли только снимки центральной его части. Однако очевидно: резьба, которую мы можем видеть, сделана явно не под интерьер, а стыки плит выполнены очень грубо, как будто подгонялись под размер и соединялись не впервые.

«Комсомольская» кольцевая (1952 год)

Для оформления одной из самых красивых станций пригласили знаменитого живописца П.Д. Корина, реставрировавшего фрески и лично восстанавливавшего роспись В. М. Васнецова и М.В. Нестерова во Владимирском соборе Киева. Для сводов платформенного зала станции художник делал мозаики. По свидетельству инженера-конструктора станции А.И. Семенова, смальта для них бралась из запасов Академии художеств, предназначавшихся когда-то для украшения Храма Христа Спасителя.

«Серпуховская» (1983 год)

Белый камень для декоративной резьбы в отделке этой станции был взят из стен Серпуховского кремля XVI века, пребывавшего ко времени постройки станции в запустении.

Сергей Любимов,
Мария Соловьева

Мы очень просим вас поддержать работу сайта газеты «Православная Москва». Пожертвование можно перевести на карту Сбербанка: 4274 3200 3865 4060

ДЛЯ ЗАКАЗА ТРЕБ ОНЛАЙН НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ

Как добраться до Храма Христа Спасителя в Москве

Прошло пятнадцать лет с тех пор, как главный собор Русской Православной Церкви вновь появился на своем законном месте на берегу Москвы-реки. В связи с этим вновь стал актуальным вопрос, как добраться до Храма Христа Спасителя. Многие десятилетия это здание не находилось на привычном месте. И путь к храму можно было искать только в символическом смысле.

Из истории вопроса

Этот величественный собор был возведен в память о победах русского оружия в Отечественной войне 1812 года в середине XIX века.Он был украшением Москвы до 1931 года, когда был взорван в соответствии с принятым к исполнению сталинским планом генеральной реконструкции Москвы. В этот момент планировалось строительство грандиозного Дворца Советов, строительству которого помешала Великая Отечественная война. Это должно было стать самым высоким зданием в столице.

Долгое время в этом месте успешно функционировал бассейн «Москва», пока в конце века не было принято решение восстановить некогда разрушенный исторический памятник в его первоначальном виде.Проект был успешно реализован в достаточно короткие сроки. При его реализации использовались современные строительные технологии, но использовались геодезические измерения и архитектурные фрагменты предшествовавшего ему исторического сооружения.

Интересно отметить, что это самый высокий православный собор на территории Российской Федерации.

Как добраться до Храма Христа Спасителя

Еще в советское время многие хотели восстановить историческую справедливость и восстановить разрушенный храм.На это благородное дело собирались пожертвования людей. Это произошло даже вопреки обоснованным сомнениям в осуществимости столь грандиозного проекта. Но все остается в прошлом.

Современные москвичи уже привыкли считать само собой разумеющимся, что на своем законном месте находится Храм Христа Спасителя. Как к нему добраться, им объяснять не нужно. Этот вопрос обычно интересует тех, кто впервые приехал в Москву. И на него есть несколько правильных ответов.

Значение имеет, в первую очередь, из какой точки Москвы вы хотите до него добраться. И, конечно же, время суток – в часы пик лучше избегать пересадок на Кольцевой линии метро. Это отнимает много времени.

Станция метро «Кропоткинская»

Самый простой ответ на вопрос, как добраться до Храма Христа Спасителя – это предложение воспользоваться услугами метрополитена. Непосредственно перед храмом, на Гоголевском бульваре, находится наземный вестибюль станции метро в виде ротонды с колоннадой.При выходе из него открывается великолепный вид на Храм Христа Спасителя.

Адрес метро, ​​к которому привязан главный собор Русской православной церкви, известен всем — это станция «Кропоткинская» Сокольнической линии Московского метрополитена. Добраться до него не составит труда из любой точки города.

Сам вокзал, как и его наземный вестибюль, является безусловным архитектурным памятником города Москвы. Она входила в состав первой станции метро и принимала первых пассажиров в далеком 1935 году.И именно через эту станцию ​​на Гоголевском бульваре проходит дорога к храму. Первые пассажиры метро в тридцатых годах могли наблюдать фрагменты взорванного храма Христа Спасителя, а позже — грандиозную пристань под фундаментом Дворца Советов, которой так и не суждено было подняться на этом месте.

Станция метро «Волхонка»

В самое ближайшее время вопрос, как добраться до Храма Христа Спасителя на метро, ​​не будет предполагать столь однозначного ответа, как сегодня. Дело в том, что в настоящее время идет строительство Калининской линии Московского метрополитена. Он пройдет через центр Москвы, а рядом с храмом откроется вторая станция метро.

Этого события ждать около трех лет. На 2018 год запланировано открытие станции метро «Волхонка». Она будет пересадочной, с нее будет осуществляться переход на Сокольническую линию. Интересно отметить, что окончательное название станции было выбрано не сразу.В проектах метростроев она обозначалась и как «Остоженка», и как «Гоголевский бульвар». Но окончательный вариант топонима был выбран в честь той древней московской улицы, на которой расположен Храм Христа Спасителя. Адрес — Москва, Волхонка-17, это его официальный почтовый координат. Вы можете писать письма, они дойдут до адресата.

Другие варианты — от Александровского сада

Но даже наличие двух станций метро в непосредственной близости от храма не говорит о том, что нужно идти именно по этому маршруту.Особенно, если в ваших планах это не единственный адрес для посещения.

Храм Христа Спасителя – обязательный пункт краткой экскурсионной программы при посещении столицы. Но посещение здесь лучше всего сочетать с прогулкой по историческому центру Москвы. Особенно, если позволяет время, и не мешает погода.

Начать прогулку от Кремлевской стены лучше всего с Александровского сада. Для этого лучше всего выйти из метро на станции Боровицкая Серпуховско-Тимирязевской линии.И пройти не спеша по улицам Моховой и Волхонки к Храму Христа Спасителя. Много времени этот способ не займет, а запомнить будет что.

От Арбатской площади

Не менее увлекательным может быть маршрут по Гоголевскому бульвару от Арбатской площади. Это одно из красивейших мест столицы и излюбленное место прогулок коренных москвичей. На площади целых две одноименные станции: «Арбатская» Филевской линии и такая же точно Арбатско-Покровская.

Эти станции не сообщаются друг с другом, но добраться до площади можно на любой из двух веток метро. А потом неторопливая прогулка по Гоголевскому бульвару в сторону Москвы-реки до Храма Христа Спасителя. Ошибиться в направлении невозможно, если взять памятник Гоголю в начале одноименного бульвара за начальную точку маршрута. И заканчивается уже упомянутым вестибюлем станции метро «Кропоткинская».

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя в Калининграде — главный собор города. Храм был заложен в 1995 году на главной площади города – площади Победы. До 1985 года в городе не было ни одного православного храма. После войны новые власти закрыли большинство протестантских храмов Кенигсберга, а православные приходы не открыли.

Триумфальная колонна и Храм Христа Спасителя на площади Победы в Калининграде

Нулевой километр дорог в Калининградской области

После 1985 года в Калининграде стали открываться православные приходы, но все они располагались в стенах протестантских храмов. Структура протестантской и православной церквей имеет существенные отличия, так как Россия переняла каноны богослужения от Византии, а Рим сформировал свои.

Храм Христа Спасителя — главный собор Русской Православной Церкви

Алтарь в Храме Христа Спасителя выполнен в виде придела

православных храма имеют крестово-купольное строение, как того требуют каноны богослужения по византийскому обряду.В 1990-е годы их строительство началось во всех городах Калининградской области. Храм Христа Спасителя в Калининграде носит то же название, что и главный собор Русской православной церкви — Храм Христа Спасителя в Москве. В 1996 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и президент Борис Ельцин заложили фундамент капсулы из земли, взятой из московского храма Христа Спасителя.

Высокие своды Храма Христа Спасителя в Калининграде

Храм Христа Спасителя в Калининграде выглядит просторно, благодаря большим окнам

Проект собора в Калининграде подготовил архитектор Олег Копылов.Храм Христа Спасителя в Калининграде построен согласно современным возможностям архитектуры, с большими витражами в стенах. Его высота достигает 51 метра. Внутри храм расписан традиционными православными фресками.

Двойная церковь Петра и Февронии в Калининграде символизирует брачное единение людей

Троицкий собор на ул.

Муромский Троицкий женский монастырь

Рядом с Храмом Христа Спасителя находится необычная церковь Петра и Февронии. Он посвящен почитаемым русским святым, покровителям семьи и брака. Мощи их хранятся в Троицком соборе Мурома. Церковь имеет два купола, соединенных в единую композицию.Таким образом, церковь символизирует слияние двух людей в браке.

Храм Христа Спасителя локация. Храм Христа Спасителя. История

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о сотворении храма в память «благодарности Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей смерти.
24 октября (12 по старому стилю) октября 1817 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, но проект не был реализован, так как возникли проблемы, связанные с недолговечностью грунт, имеющий подземные водотоки. После смерти Александра I в 1825 г. новый император Николай I повелел приостановить все работы, и в 1826 г. строительство было остановлено.

22 апреля (10 по старому стилю) апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект Храма, разработанный архитектором Константином Тоном.Император лично выбрал место для строительства Храма Христа Спасителя — на берегу Москвы-реки, недалеко от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию для строительства нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех Святых, находившиеся на месте, где должен был быть построен храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное Село (ныне Сокольники).

22 сентября (10 по старому стилю) 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

Ваш браузер не поддерживает этот формат видео.

Судьба Храма Христа Спасителя. Архивные кадры к 130-летию освящения собора

В плане храм имел форму равного креста. Византия была выбрана в качестве основы его стиля. Высота храма от основания до креста 103,5 метра (высота креста 8,5 метра). Стены толщиной до 3,2 метра были сложены из кирпича и частично из белого камня.Облицовка выполнена из итальянского мрамора разных марок. Четыре мощных столба-пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание окружал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. . На фасадах установлены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон.В течение 23 лет над живописным оформлением храма работала большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и другие.

Храм строился почти 44 года. В 1841 г. стены выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 г. обрушен свод большого купола; через три года была завершена наружная облицовка и начат монтаж металлических крыш и куполов. Свод большого купола был завершен в 1849 году.В 1862 году на крыше была установлена ​​бронзовая балюстрада, которой не было в первоначальном проекте. К 1881 году были завершены работы по набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные светильники.

25 декабря (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат причта и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем ​​коронации императора Александра III.24 июня (12 по старому стилю) июня того же года состоялось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 июля (8 по старому стилю) освящение второго придела в имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в церкви учреждается собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере у разрушенного в 1918 году храма был установлен памятник императору Александру III.

В храме торжественно отмечались коронации, народные праздники и юбилеи: 500-летие со дня кончины преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие дома Романовых.
В августе 1917 года в Храме Христа Спасителя открылся Поместный Собор, на котором после 200-летнего перерыва был избран Патриарх Тихон, ныне канонизированный Русской Православной Церковью.
В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма было создано Братство Храма Христа Спасителя, в составе которого фактически находился храм.В 1922-1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.

По решению Советского правительства от 5 декабря 1931 года храм был взорван. Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позднее встроенных в стену Донского монастыря.

На месте храма предполагалось построить грандиозное здание социалистической эпохи — Дворец Советов. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) помешала осуществить эти планы.После войны на фундаменте недостроенного здания построили открытый бассейн «Москва» (1960‑1994).

В сентябре 1994 года Правительство Москвы приняло решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах.

7 января 1995 года, в праздник Рождества Христова, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совместно с мэром столицы Юрием Лужковым заложили мемориальную капсулу в основание храма.

Храм был построен менее чем за шесть лет.Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была отслужена первая пасхальная вечеря. В 2000 году были завершены все внутренние и наружные отделочные работы.

19 августа 2000 года, в день Преображения Господня, Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Архитектурная концепция комплекса Храма Христа Спасителя разработана Управлением Моспроекта-2 совместно с Московским Патриархатом.Руководитель проекта и главный архитектор – академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного оформления выполняла Российская академия художеств во главе с ее президентом Зурабом Церетели, в росписи участвовало 23 артели художников. Реконструкция скульптурного убранства фасадов храма проводилась под руководством академика Юрия Орехова при содействии Фонда «Скульптор». Колокола были отлиты на заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

Реконструированный храм максимально приближен к оригиналу. При проектировании и строительстве использовалась информация 19 века, в том числе эскизы и чертежи. Современный храм отличается стилобатной частью (цокольным этажом), возведенной на месте существующего основания холма. В этом здании высотой 17 метров находятся церковь Преображения Господня, зал Церковных Соборов, зал заседаний Священного Синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.Лифты установлены в колоннах Храма и в стилобатной части.
Стены и несущие конструкции храма выполнены из железобетона с последующей кирпичной облицовкой. Для внешней отделки использован мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестница из красного гранита месторождения Балморал (Финляндия).

Храм Христа Спасителя — крупнейший собор Русской Православной Церкви, вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания 103 метра, внутреннее пространство 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысяч квадратных метров.

В храме три престола — главный, освященный в честь Рождества Христова и два придела в клиросах — во имя святителя Николая Чудотворца (южный) и святого благоверного князя Александра Невского (северный).

Среди главных святынь храма частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава св.Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Петра и Ионы Московских, князей Александра Невского и Михаила Тверских, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Божией Матери Владимирской и Божией Матери Смоленско-Устюженской.

Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской Православной Церкви. Настоятель храма – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, благочинный – протоиерей Михаил Рязанцев.

Материал подготовлен на основании информации РИА Новости http://ria.ru/spravka/20130608/941627670.html
РИА Новости

Обращаясь к истории создания Храма Христа Спасителя , в первую очередь следует отметить, что он связан с победой русской армии над многотысячным войском Наполеона.

Император Александр I накануне Рождества Христова в 1812 году, когда на русской земле не осталось ни одного солдата наполеоновских войск, издал Манифест, в котором говорилось о необходимости создания в Первопрестоле в честь Победа в Отечественной войне Храм Христа Спасителя.

москвича воодушевились таким радостным сообщением. Так и случилось, он был построен в благодарность Всевышнему за заступничество и поддержку в трудный для России период, это также было свидетельством необычайного мужества русского народа. Но строительство храма началось не сразу, лишь спустя несколько лет и уже в царствование Николая I, лично определившего место на берегу Москвы-реки в центре столицы, предназначенное для возведения таких важная структура.

Проект храма создан профессором архитектуры К.А. Тон и выдержан в русско-византийском стиле. Торжественная церемония закладки храма состоялась в 1829 году, однако строительство было завершено только в 1882 году при Александре III.

В мае 1883 года состоялась церемония освящения храма. Его высота составляла 103 метра, он был на 1,5 метра выше Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. должен был вместить 10 тыс. человек.

В православных храмах России доминирует иконостас. Но так было не всегда, изначально иконостас служил преградой, отделяющей алтарь от всего помещения. Врата иконостаса (3 двери) ведут прямо в алтарь. Каждая такая дверь имеет свое название, например, Царские врата, это те, что находятся прямо перед троном, справа от них расположены Южные ворота, а слева — Северные.

Иконостас в Храме Христа Спасителя восьмиугольной формы; это резной иконостас-часовня, напоминающий чудесный сказочный дворец в миниатюре.

Со своими белоснежными стенами и золотыми куполами, величественный и многозначительный для народа, он сразу стал символом духовности и православия на Руси. Стены храма расписывали известные художники того времени Верещагин, Суриков, Крамской. Посмотреть на величественное здание съезжались отовсюду, тем более что оно находилось рядом с Кремлем на набережной Москвы-реки и создавало очень интересный бело-красный архитектурный ансамбль.

Взрыв Храма Христа Спасителя

В трагическом для жизни храма 1931 году советские власти решили, что крупнейшему храму Русской Православной Церкви не место в центре Первопрестольной.А 5 декабря храм был взорван и уничтожена память о великой победе в войне с Наполеоном и подвиге русского народа. Первый взрыв огромной силы не смог разрушить величественное сооружение и лишь со второй попытки храм рухнул. Строителям потребовалось почти полтора года, чтобы разобрать обломки храма. На его месте планировалось возвести колоссальный Дворец Советов с огромной фигурой Ленина. Однако строительство, начатое в 1937 году, так и не было завершено из-за изменения внешнеполитической обстановки и начала Великой Отечественной войны в 1941 году. Затем готовые к монтажу конструкции металлического каркаса будущего Дома Советов отдали для создания противотанковых ежей, которые должны были защищать город.

Закончилась война, и на долгие 13 лет на месте храма, на месте которого в 1958 году был построен бассейн с названием «Москва», зияла огромная дыра.

Восстановление Храма Христа Спасителя

И только в 1990 году строительство храма началось заново, оно длилось почти 10 лет, и в 2000 году его освятили.Новый храм является полной копией некогда варварски разрушенного храма. Только росписи внутри храма, а также утраченные иконы, паникадила и лепнина не могли быть воспроизведены в первозданном виде.

А вот главный иконостас, по праву считающийся одной из самых ценных реликвий во всем мире, воспроизведен по образцу прошлого и имеет высоту 26,6 м и форму восьмиугольной часовни. Он вырезан из чистейшего белого мрамора и кажется сделанным из фарфора.Четырехъярусный иконостас Храма Христа Спасителя увенчан куполом из золоченой бронзы, внутри находится престол, а все кресты и многие элементы позолочены. До сегодняшнего дня ведутся работы по украшению интерьера храма и его иконостаса.

Атмосфера храма производит неизгладимое впечатление, его величие не давит, а наоборот заставляет почувствовать себя частью чего-то очень яркого и значимого.

Современный Храм Христа Спасителя — это целый комплекс, включающий в себя «верхний» и «нижний» храмы.

Сам «Верхний храм» — Храм Христа Спасителя содержит три престола, главный из которых воздвигнут во имя Рождества Христова, южный — Николая Чудотворца, северный — князя Александра Невского.

«Нижний храм» — Преображенская церковь, созданная в память о когда-то располагавшемся здесь Алексеевском женском монастыре. Три престола Преображенской церкви: главный — Преображения Господня, два малых — Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия Человека Божия.

На сегодняшний день полностью функционирует, как и музей — филиал Исторического музея Москвы.

Возрожденному храму 10 лет, если считать с момента его освящения в 2000 году. Есть одна интересная легенда, что место под храмом проклято.

Еще в 16 веке на Чертольском холме, где находится храм, находился перенесенный со старого места женский Алексеевский монастырь, основательница которого в 14 веке.Митрополит Алексий был наставником Дмитрия Донского. Когда было решено построить здесь Храм Христа Спасителя, древние постройки Алексеевского монастыря были безжалостно разрушены, а самих монахинь перевели в Красное Село. Именно тогда настоятельница этого монастыря прокляла место, где был разрушен ее монастырь, и предсказала, что каждому строению на этом месте не будет более 50 лет жизни.

Конечно, это всего лишь голословная легенда и какая-то совсем нехристианская, но изначально храм простоял 48 лет, позже строительство совсем не заладилось, а бассейн на этом месте прожил всего 30 лет .

Что бы ни мотивировало вас посетить Храм Христа Спасителя , вы ни на минуту не пожалеете о своем решении, ведь это то самое место, которое вам обязательно нужно посетить.

Романчукевич Татьяна
для сайта женского журнала

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский интернет-журнал обязательна

Храм Христа Спасителя построен в благодарность за заступничество Всевышнего в переломный период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из России, император Александр I в честь победы русской армии и в благодарность Богу подписал Верховный манифест о строительстве церкви в Москве во имя Спаса Христа и издал «Высочайший указ Святейшему Синоду об установлении праздника 25 декабря, в воспоминание избавления Церкви и Российской державы от нашествия галлов и с ними двадцать языков.

По замыслу государя, в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был возвыситься грандиозный храм-памятник, основная идея которого была очень ясно изложена в словах царский манифест:
«Во имя вечной памяти о том беспримерном усердии, верности и любви к Вере и Отечеству, которыми возвышался русский народ в эти трудные времена, и в ознаменование признательности нашей Промыслу Бог, спасший Россию от грозившей ей смерти, вознамерился в нашем Первопрестольном Московском сотворить храм во имя Спасителя Христа. ..
… Да благословит Бог наши начинания! Да стоит этот храм на многие века, и да дымится в нем кадильница благодарности последующих поколений перед Святым Престолом Божиим вместе с любовью и подражанием подвигам своих предков!

Сама идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.
Высказанная в Царском манифесте идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку всех слоев русского общества, хотя и была необычна для своего времени.

XVIII век оставил много памятников победам русского оружия, но это были памятники светские: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую сначала назвали Отечественной, исход которой решило общенародное движение, требовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Идея строительства храма-памятника воскресила древнюю традицию обетных церквей, построенных в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение усопших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг святую Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась строительством множества церквей в честь Рождества Пресвятой Богородицы – праздника, пришедшегося на день битвы православного войска с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона построен храм Всех Святых. О военных победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова-на-Рву (более известный как Св.Василия Блаженного), построенный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII в. освобождение Москвы от польско-литовских интервентов.

Проведено два конкурса на создание храма-памятника. В первом конкурсе приняли участие выдающиеся российские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В.Стасов. Во втором — К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.

На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь одобрил проект, представленный архитектором А. Л. Витбергом.

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами.Вскоре возникли проблемы, связанные с зыбкостью почвы, в которой есть подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было остановлено.

10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект Храма, разработанный архитектором К.А. тон. Император лично выбрал место для строительства Храма Христа Спасителя – на берегу Москвы-реки, недалеко от Кремля., а в 1837 году он учредил специальную комиссию для строительства нового храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех Святых, находившиеся на месте, где должен был быть построен Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового Храма.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 г. стены выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 г. — обрушен свод большого купола; через три года была завершена наружная облицовка и начат монтаж металлических крыш и куполов.Свод большого купола был завершен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичами во всем своем величии. В 1862 году на крыше была установлена ​​бронзовая балюстрада, которой не было в первоначальном проекте. К 1881 году были завершены работы по набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные светильники. К этому времени работы по внутренней росписи Храма подошли к концу.

Работы по строительству Храма Христа Спасителя проводились по поручению Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению постоянного члена Священного Синода Московского и Коломенского Филарета (Дроздов) и епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) ныне канонизированы; непосредственное руководство работами было возложено на московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицыным и возглавляемой им Комиссией по строительству храма.

За созданием Храма по проекту К.А. Над Тонном работали лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальную картину создали художники Российской академии художеств В. Суриков, барон Т. Нефф, Н. Кошелев, Г. Семирадский, И. Крамской, В.П. Верещагин, П. Плешанов, В. Марков. Авторами фасадных скульптур были барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Ворота Храма были выполнены по модели графа Ф. Толстого.

Скульптурно-живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные молитвами праведных на Царство Русское на девять веков, а также те пути и средства что Господь избрал спасти людей от сотворения мира и грехопадения. искупление рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех домашних деятелей, которые трудились для утверждения и распространения православной веры, а также русских князей, положивших свои жизни за свободы и целостности России. Храм был живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, а имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение русскому народу, были начертаны на мраморных плитах, расположенных в нижней галерее Храма.

Храм Христа Спасителя создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

13 декабря 1880 года новому Храму было присвоено наименование Собора во имя Храма Христа Спасителя, утвержден штат причта и причта.

26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Святой Коронации Императора Александра III на Всероссийский Престол. 12 июня того же года был освящен придел во имя святителя Николая Чудотворца, а 8 июля освящен второй придел Храма — во имя святителя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения.

С 1901 года в Храме был свой хор, считавшийся одним из лучших в Москве.В его состав входило 52 человека, а известные композиторы А. А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Произведения их современника, также крупного церковного композитора, А.Д. Кастальского. Голоса Ф.И. Шаляпин и К.В. Росова.

Весной 1912 года в сквере у Храма был установлен памятник императору Александру III — работа профессора архитектуры А.Н. Померанцев и скульптор А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).

В Храме торжественно отпраздновали коронации, народные праздники и юбилеи: 500-летие со дня кончины св.Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. В Храме было несколько престольных праздников, но главный престольный праздник — Рождество Христово — до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. время для России состоялось открытие Поместного Собора в Храме Христа Спасителя, на котором Россия после 200-летнего перерыва вновь обрела своего Патриарха – Святейшего Патриарха Тихона, ныне канонизированного Русской Православной Церковью. избранный им.

Благодаря тому, что в штат Храма были приняты опытные учителя и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было много ценных изданий, экскурсий постоянно проводились, а с 1902 г., когда по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, а экскурсии по Храму специально для рабочих стали проводиться во внебогослужебное время.
В проведении памятных дат духовенству активно помогало созданное при Храме Христа Спасителя общество знаменосцев, пользовавшееся большим авторитетом среди москвичей.
Пожертвования, постоянно собиравшиеся в Храме, использовались для оказания материальной помощи бедным мирянам и церквям, беженцам и раненым.
В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Церковь полностью лишилась помощи со стороны властей . Затем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, поставившее своей целью сохранение благолепия Храма, сохранение православной жизни, а также проведение широкой просветительской виды деятельности.

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски разрушен.

Спустя много лет после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, во время хрущевской безбожной «оттепели», появился бассейн «Москва», как памятник осквернению и забвению национальной славы и истории , что никак не укладывалось в шаблоны задач «строителей коммунизма».

В конце 1980-х возникло общественное движение москвичей и всех россиян за реконструкцию храма Христа Спасителя.

История Храма Христа Спасителя растянулась на несколько столетий, переплетая судьбы мирских правителей, иерархов Русской Православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И в наше трудное и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм — Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик — Кафедральный собор Христос Спаситель.

Божественная литургия, совершенная под сводами возрожденного Храма Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2000 года, встретила Православную Россию великой годовщиной двухтысячелетнего Рождества Христова — Сошествия в мир нашего Господь и Спаситель Иисус Христос.
Подобно древним Волхвам, она принесла Рожденному Господу свой дар — возрожденный Храм — символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды.

8 июня 1883 года, 130 лет назад, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя.Напомним основные факты о главном соборе Русской православной церкви.

Идея создания Храма Христа Спасителя

больной. План местности у храма Христа Спасителя, 1870-е гг.

Храм Христа Спасителя – памятник воинам, павшим в Отечественной войне 1812 года. Идея строительства храма-памятника участникам войны, которая сначала получила название Отечественной, и итоги которого было решено всенародным движением, возродившим древнюю традицию вотивных церквей, воздвигнутых в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение усопших.

Первый Храм Христа Спасителя


Проект Храма Христа Спасителя, предложенный архитектором А.Л. Витбергом

Между разгромом наполеоновской армии и началом строительства Храма в центре Москвы прошло немало времени: почти 27 лет. Не так широко известно, что в эти годы был проведен международный конкурс на строительство Храма, был выбран проект и даже началось само строительство.Однако это должен был быть другой храм — не тот, копию которого мы видим сейчас на Волхонке. В конкурсе, который Александр I проводил в 1814 году, победил 28-летний Карл Магнус Витберг. Витберг был готов архитектурно выразить мировую миссию России, призванную нести истинный свет мира, разума и христианской любви на борьбу с революционной заразой, охватившей цивилизованный мир в облике Бонапарта. Идея была грандиозная – создать на Воробьевых горах, в месте, откуда открывается вид на всю Москву, большой храмовый комплекс в стиле ампир, с колоннадами, спусками к Москве-реке и широкой каменной набережной.В 1817 году, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка именно такого Храма. Однако вскоре возникли проблемы, связанные с зыбкостью почвы, в которой есть подземные ручьи, и сразу после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было остановлено.

Первый миф о Храме Христа Спасителя


Фото А.А.Тона. Храм Христа Спасителя

Хотя работы на Воробьевых горах были свернуты, Николай I не отказался от самой идеи строительства Храма, но лично избрал для него место — Алексеевский холм на Волхонке, близ Кремля; а архитектор — автор помпезного «русско-византийского» стиля Константин Тон.Но было еще одно обстоятельство, которое могло смутить любого православного человека: для строительства нового храма необходимо было снести находящиеся на этом месте постройки женского Алексеевского монастыря. В связи с этим обстоятельством возникло старинное московское поверье, что игуменья Клавдия выражалась так: «Здесь ничего не будет, кроме большой лужи». Так, считали москвичи, игуменья «предсказала» строительство здесь в будущем открытого бассейна «Москва» с подогревом воды, который работал круглый год.Вряд ли эта легенда правдоподобна. Ведь митрополит Московский Филарет (Дроздов), служивший 17 октября 1837 года по случаю перехода Алексеевского монастыря в Красное Село, встречался в этот день с игуменией Клавдией. Вряд ли Клаудия могла в такой момент разразиться проклятиями. Более достоверным представляется другое событие, связанное с закрытием Алексеевского монастыря. В первый же день сноса рабочий, снимавший крест с монастырского храма, сорвался с купола и разбился насмерть на глазах у огромного количества зрителей.Понятно, что люди восприняли это как дурной знак.

Второй Храм Христа Спасителя

Ф. Клагес. Внутренний вид Храма Христа Спасителя в Москве. 1883

Строительство Храма длилось почти 44 года: его заложили в 1839 году, а освятили в 1883 году. Он был уникален: высотой 103,5 метра, вмещал до 10 тысяч человек. Его стены украшали горельефы на религиозные и исторические темы, роспись внутри выполняли Верещагин, Суриков, Крамской, Васнецов.Храм был живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, а имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение русскому народу, были начертаны на мраморных плитах, расположенных в нижней галерее Храма. До тех пор в московском зодчестве не было столь грандиозного церковного зодчества. Храм был виден из любой точки города, его звон разносился далеко за пределы Москвы. В храме была большая библиотека. Храм просуществовал в первозданном виде 48 лет.В 1931 году взорван.

Второй миф о Храме Христа Спасителя

больной. Брошенный из Храма крест не упал, а застрял в арматуре купола

Перед тем, как взорвать Храм, у научного сообщества были взяты показания о том, что он не имеет художественной ценности. Ученые-архитекторы публично клялись, что это не произведение искусства. Среди немногих защитников Храма остался знаток и ценитель московской старины, художник Аполлинарий Васнецов.Фрески, барельефы, колонны разъехались по московским учреждениям и новым музеям. Миф или правда, но говорят, что «часовню-алтарь у большевиков купила супруга американского президента Элеонора Рузвельт и подарила Ватикану», станции метро «Площадь Свердлова» и «Охотный ряд» украсили собор мрамор, а скамейки украсили станцию ​​«Новокузнецкая».

Разрушение Храма


больной. Проект Дворца Советов

В атмосфере антирелигиозной истерии советское руководство решило снести Храм Христа Спасителя и построить на его месте грандиозное здание Дворца Советов, которое должно было одновременно стать памятником Ленину, Коминтерну и формации СССР.На смену храму должна была прийти гигантская «Вавилонская башня», увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота Дворца Советов составит 415 метров — он должен был стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире. Очень выгодное с градостроительной точки зрения место — Храм стоял на возвышенности, был хорошо виден со всех сторон и располагался недалеко от Кремля, а также сочетание некоторых юбилеев обусловило поспешность, с которой было принято решение снести Храм Христа Спасителя.В 1932 году отмечалось 120-летие Отечественной войны 1812-1814 годов и 100-летие самого Храма — эти памятные даты не давали покоя большевикам. Храм был предательски разрушен. Но строительству Дворца Советов, фактически начатому только в 1937 году, не суждено было завершиться: после начала войны каркас его фундамента из сверхпрочной стали был использован для изготовления брони танка Т. -34 танка. Затем на месте храма с 1960 года функционировал открытый бассейн «Москва».Нынешний Храм Христа Спасителя не дал исчезнуть этому пространству: в нем расположены нижняя церковь, Храм-музей, автостоянка, зал церковных соборов и другие помещения.

Третий Храм Христа Спасителя


больной. Гвоздь Святого Креста

С 1994 по 1997 год Храм Христа Спасителя в Москве был перестроен на том же месте и освящен 19 августа 2000 года. В Храме постоянно находятся такие святыни, как Риза Господня и Гвоздь Креста Господня. Господин.

До XVII века Риза Христова хранилась в Патриаршей церкви города Мцхета, древней столицы Грузии. В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас, воины которого разрушили храм и передали шаху Ризу. В 1624 году он подарил ее царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была привезена в Москву и помещена в Патриаршем Успенском соборе Кремля. С этого времени установлено празднование Положения Риз Господа нашего Иисуса Христа в Москве, совершающееся 23 июля.

Животворящий крест Господень вместе с четырьмя гвоздями приобрела равноапостольная царица Елена в IV веке. Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, вследствие чего новые гвозди также почитались как святыни. Гвоздь, хранящийся в Храме Христа Спасителя, был передан Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года.

Главный храм Москвы и всей страны — Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя — Собор Русской Православной Церкви, расположенный в столице России, городе Москве, в шаговой доступности от Красной площади и Александровского сада, на берегу Москвы-реки, по адресу: улица Волхонка, дом 15- 17.

Настоятель Храма Христа Спасителя — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм Христа Спасителя в Москве построен как объект благодарности Богу за помощь и заступничество в трудный период истории России во время наполеоновского нашествия во время Отечественной войны 1812 года.Храм также выступает в качестве символа и памятника русскому народу за мужество и героизм, проявленные в ходе боевых действий.

Храм возведен по проекту архитектора К.А. Тона, 26 мая 1883 г. Строительство храма длилось почти 44 года, первый камень был заложен 23 сентября 1839 г. После, в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 г., здание храма было уничтожен. Он был восстановлен только в 1994-1997 годах. Именно этот Храм, заново возведенный в 90-е годы в псевдорусском стиле, мы и видим в настоящее время.

В Храме Христа Спасителя прошли и проходят все крупные юбилеи и торжества. Этот Храм является одной из главных достопримечательностей города, он является неотъемлемой частью не только религиозной жизни Москвы, но и частью культуры и общественно-политической жизни всей страны. Официальный сайт Храма Христа Спасителя в Москве: xxc.ru.

доехать до Собора, Храма Христа Спасителя можно на метро. Ближайшая станция метро Кропоткинская.Также можно доехать до станций метро Театральная, Охотный ряд, Александровский сад или Арбатская, а потом прогуляться до Кафедрального собора, заодно увидеть другие главные достопримечательности страны, такие как Мавзолей, Московский Кремль и Александровский сад. .

Самый красивый вид на Храм Христа Спасителя открывается с Патриаршего моста. Именно с этой точки можно увидеть Храм во всей красе, без каких-либо уклонов и углов.


Кстати, Патриарший мост в Москве тоже входит в десятку главных достопримечательностей города. Это пешеходный мост через Москву-реку, соединяющий Пречистенскую и Берсеневскую набережные, затем мост проходит через Болотный остров, пересекает Водоотводный канал и заканчивается на Якиманской набережной. Патриарший мост построен по проекту архитектора М. Посохина, художника З. Церетели, инженеров А. Колчина и О. Чемеринского, открыт в 2004 году.

Архитектура моста, как и самого Храма Христа Спасителя, напоминает традиционную московскую архитектуру XIX века.Ночью мост освещают фонари оригинальной формы, встроенные в полотна моста.


Патриарший мост – излюбленное место прогулок гостей и жителей города. На нем влюбленные устраивают свидания, а супруги фотографируются и вешают «замки любви». На перилах моста этих замков любви очень много, здесь и маленькие замки, и большие амбарные замки, а также оригинальные именные замки, изготовленные на заказ. Поскольку мост столь посещаем, не обошли его вниманием и бизнесмены города.По всему мосту кое-где предлагают выпустить голубей, за плату, разумеется. На мосту так много этих «голубиных магнатов», и они настолько навязчивы, что это довольно раздражает.

С 2008 по 2011 год на мосту записывали новогодние обращения президента России Дмитрия Медведева.


С Патриаршего моста видно здание шоколадной фабрики «Красный Октябрь» и памятник Петру I. Памятник Петру I в Москве — один из самых высоких памятников России, его общая высота достигает 98 метров.Официальное название монумента – Памятник 300-летию Российского флота. Возведен в 1997 году по распоряжению Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном в месте разделения Москвы-реки и Водоотводного канала.


С другой стороны Патриаршего моста видны Кремлевская набережная, Кремлевская стена и здания Кремлевского комплекса — Государственный Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский соборы.


Вид на город с Патриаршего моста


Не будем уходить далеко от основной темы этой статьи и вернемся к Храму Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя в Москве – крупнейший собор Русской Православной Церкви, вместимость до 10 000 человек. Внешняя часть собора украшена рядом мраморных горельефов, а главным украшением являются золотые купола с венчающими их крестами.

В храме 4 колокола: Большой Торжественный, его вес 29,8 тонны, его звон можно услышать только 4 раза в году в самые большие православные праздники, Праздничный, его голос можно услышать в дни двенадцатых праздников, Полиелейный весом 9,2 тонн и 5 тонн Ежедневно.

Это монументальное сооружение, особенно его золотые купола, хорошо видно из многих мест города Москвы. Происходит это из-за того, что собор находится на холме — холме.

С разных ракурсов открываются такие непохожие виды на Храм Христа Спасителя и его вспомогательные постройки.




Храм Христа Спасителя имеет несколько входов и выходов, главный со стороны улицы Волхонка. Именно с этой улицы можно попасть в храм.


Вход в Храм Христа Спасителя свободный, свободный. Проход через охрану и металлодетекторы. Съемка и фотосъемка в Храме запрещены, поэтому фотографий внутреннего убранства нет. Но скажи, скажи.

Внутри Храм Христа Спасителя имеет высокие стены со сводчатыми потолками, полностью расписанными цветными росписями и ликами святых. Богатое красочное убранство, преобладание красного и золотого цветов. Храм имеет несколько этажей и множество залов. Расположены торговые и сувенирные магазины. Музей Храма Христа Спасителя, вход бесплатный, экскурсии платные. Основу музея составляют материалы, рассказывающие об истории строительства, разрушения и реконструкции собора.Музей является своеобразным памятником в честь победы в Отечественной войне 1812 года. И галерея воинской славы, здесь на мраморных досках перечислены все основные события сражений в хронологическом порядке и фрагменты сохранившихся мемориальных плит с представлены имена героев.

Наше личное мнение о Храме Христа Спасителя. Большой? Да, большой, массивный и бросающийся в глаза! Хороший? Мы не думаем. Ощущения от внутреннего убранства — перебор, рябь в глазах, как будто находишься в безвкусно обставленном музее.Что было действительно красиво в Храме, так это высокие сводчатые расписные потолки. Мы восхищались ими от всего сердца.

Комплекс Храма Христа Спасителя в Москве

В комплекс Храма Христа Спасителя естественно входят собственно Храм Христа Спасителя, Преображенская церковь Храма Христа Спасителя, Придел Державной иконы Божией Матери, Фундамент Храма Христа Спасителя Спасская и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя.

Спасо-Преображенский храм Храма Христа Спасителя в Москве

Спасо-Преображенский храм Храма Христа Спасителя построен в память о расположенном на этом месте женском Алексеевском монастыре. Внутреннее убранство церкви соответствует времени основания монастыря, то есть шестнадцатому веку. В храме три престола: главный, в честь Преображения Господня, и два малых придела, в честь Алексия Человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

Главные святыни Спасо-Преображенской церкви – икона Спаса Нерукотворного работы художника Сорокина, чудом сохранившаяся после разрушения Храма, древняя икона Божией Матери Смоленская и икона св. Николая, находившаяся ранее в церкви города Бари.

Эта деревянная часовня находится не в самом храме, а чуть подальше, но рядом с Храмом, ниже его уровня.

Место главных святителей Часовни Божией Матери занимает икона Божией Матери «Державная», обретенная в ХХ веке.Именно эта икона стала одной из главных святынь современной России.


Рядом с часовней Державной иконы Божией Матери видно красивое здание, это дом Перцова . Доходный дом в Москве, расположенный на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, построен в 1905-1907 годах по проекту архитекторов Н.К. Жуков и Б.Н. Шнауберта по эскизам художника С.В. Малютин, автор русской матрешки.Так что сам дом чем-то напоминает знаменитые русские матрешки и теремки из русских народных сказок.

Дом Перцова выполнен в стиле модерн. В оформлении башен-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры. На декоре фасада здания видны формы причудливых мифологических существ, сказочных животных и растений. А также резные украшения на окнах и стенах дома.Этакий дом-теремок из сказки, который нашел свое место и так гармонично вписался в архитектуру современных зданий в самом центре российской столицы.


Фонд Храма Христа Спасителя и Туристическое бюро Храма Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя находится в ведении Фонда Храма Христа Спасителя. Именно этот фонд привлекает благотворителей, собирает и распоряжается пожертвованиями, сдает в аренду залы Храма, проводит выставки и организует экскурсии.Фонд осуществляет свою деятельность на основании Договора доверительного управления объектами общекультурного, инженерно-технического назначения комплекса Храма Христа Спасителя № 01 от 24 мая 2004 г. , заключенного с Департаментом имущества г. Москва.

Фонд Храма разработал и провел следующие экскурсии :

Храм Христа Спасителя, посещение Зала Церковных Соборов, подъем на смотровые площадки. Да, в Храме Христа Спасителя есть смотровые площадки, с которых открывается прекрасная панорама Подмосковья.Но подняться на эти сайты можно только в комплексе с экскурсией.

Горельефы Храма Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки.

Росписи галереи Нижнего храма (притчи), подъем на смотровые площадки.

Храм Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки, Хора.

Стоимость группового тура от 400 рублей с человека. Группы от 10 человек.

Официальный сайт Фонда Храма Христа Спасителя: fxxc.RU.

Святыни и реликвии Храма Христа Спасителя в Москве

Рак с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), частица Ризы Господа и Спаса Иисуса Христа, Ковчег с частицами святых мощей, Риза Пресвятой Богородицы, Глава Иоанна Златоуста, Мощи благоверного великого князя Александра Невского, Мощи святителя Ионы, митрополита Московского, Мощи равноапостольного великого князя Владимира, Мощи св. Марии Египетской и благоверного князя Михаила Тверского, мощей святителя Петра, митрополита Московского, мощей святителя Василия Великого, мощей Иоанна Крестителя, мощей апостола Андрея Первозванного, гвоздя Креста Господня. Господа, Мощи святого Михаила Малеина, Мощи святого великомученика Феодора Стратилата, Мощи великомученицы Евфимии Всехвальной, Головы святого Григория Богослова, Мощи святой Евфросинии Московской.

Статус Храма Христа Спасителя в Москве

Земельный участок и строения комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве.Оперативное управление комплексом осуществляет негосударственная, некоммерческая организация — Фонд Храма Христа Спасителя.

В церковно-административном отношении храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Ежедневные обязанности настоятеля исполняет ризничий протоиерей Михаил Рязанцев.

New Deseret Industries и социальные учреждения в Тусоне, штат Аризона,

МАРАНА, Аризона — Называя Deseret Industries «местом второго шанса», епископ Л. Тодд Бадж, второй советник в Председательствующем Епископстве, в среду, 9 февраля, посвятил новое учреждение Службы социального обеспечения и самообеспечения в Маране, штат Аризона, пригороде к северу от Тусона.

«Что касается товаров, Deseret Industries, несомненно, является местом второго шанса, — сказал он перед молитвой посвящения, — но если это все, что касается истории DI, то мы, безусловно, только царапаем поверхность, потому что сюда приходят не просто предметы, чтобы обрести новую жизнь; гораздо важнее, это люди.

Deseret Industries — некоммерческое предприятие, которым владеет и управляет Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Он служит комиссионным магазином и центром пожертвований. Имеющиеся ресурсы помогают церковным руководителям помогать людям, которые не могут самостоятельно рассчитывать на собственные силы, предоставляя возможности для профессионального обучения и услуги по трудоустройству. Одежда и предметы домашнего обихода часто предоставляются бесплатно, чтобы помочь лидерам заботиться о бедных и нуждающихся в сообществе.

Епископ Л. Тодд Бадж, второй советник в Председательствующем Епископстве, посвящает новый центр социального обеспечения и самообеспечения в Маране, штат Аризона, февраль.9, 2022. Фото: Scott Adair

В отреставрированном здании по адресу 3850 W. Orange Grove Road также размещаются церковные службы для семей, службы консультирования по вопросам развития и службы занятости. Объект площадью 24 000 квадратных футов заменяет тот, который располагался недалеко от центра Тусона в течение 25 лет, и почти в четыре раза больше. Он находится примерно в 15 минутах к западу от храма в Тусоне, штат Аризона, открытого в 2017 году. 

Убежище и место обновления

В своей молитве посвящения епископ Бадж сказал: с солнцем и теплом, пусть это новое здание и работа, которая будет здесь проводиться, добавят желанный и заветный источник света и мира в сообщество.

Он продолжил: «Пусть он послужит убежищем и местом обновления для тех, чьи сердца разбиты, чьи тела или умы брошены вызов, и чьи души отягощены. Мы выражаем Тебе нашу глубокую благодарность за дар Твоего Божественного Сына и за Его несравненную жизнь, наполненную актами милосердия и милосердия, которым мы стремимся подражать. Мы знаем, что в этих стенах будет выполняться Его работа».

Другие местные лидеры, выступая на программе посвящения перед молитвой посвящения, поделились историями о том, как церковные ресурсы социального обеспечения, которые будут доступны на объекте, благословили их собственную жизнь или жизнь других людей, которых они знали.Среди выступавших были Дуглас Гренланд, епископ прихода Ред-Рок, кол Марана, Аризона; Дебера Никодимус, президент Общества милосердия Северного кола в Тусоне, штат Аризона, штат Аризона; и Кеннет Меллер, президент кола Марана, Аризона.

Дебера Никодимус, президент Общества милосердия Северного кола в Тусоне, штат Аризона, выступает с речью на открытии нового учреждения Службы социального обеспечения и самообеспечения в Маране, штат Аризона, 9 февраля 2022 г. Фото: Скотт Адэр

Епископ Гренландии сказал, пожалуй, самое важное Особенность Deseret Industries в том, как относятся к людям.

«Они обращаются с людьми так, как хотел бы, чтобы с людьми обращались Спаситель — с ними обращаются с добротой, их учат с состраданием, их любят, о них заботятся — и я думаю, что это то, что делает Deseret Industries важной в нашем сообществе и специально для тех, кто его использует».

Сестра Никодимус привела примеры того, как жизнь отдельных людей и семей улучшилась благодаря заботливым людям, связанным с церковными службами социального обеспечения.

«Deseret Industries меняет жизнь; он учит индивидуальной самооценке, самоуважению и уверенности в себе», — сказала она.«Это место, где всех, кто входит, не судят, а рассматривают как сыновей и дочерей любящего Небесного Отца, Который любит их и хочет, чтобы они были счастливы и преуспели в жизни».

Вселяя уверенность и надежду

Президент Мёллер напомнил присутствующим, что лица любой веры могут получить помощь в этом учреждении, чтобы стать вверх опущенные руки и вселяют уверенность и надежду в тех, у кого ее, кажется, нет.

Члены Западного кола в Тусоне, штат Аризона, посещают сортировочную площадку нового предприятия Deseret Industries в Маране, штат Аризона, 9 февраля 2022 г. Слева направо: епископ Тейлор Бентли и его жена Джули; Даррон Батлер, консультант по трудоустройству в учреждении, и его жена Тамара. Фото: Скотт Адэр

Tucson Deseret Industries открылся для публики в четверг, 10 февраля, и является четвертым магазином в Аризоне. В нем восемь штатных сотрудников и 60 зарегистрированных сотрудников. Это учреждение будет обслуживать членов Церкви в 16 местных кольях и других общинах.

Том МакКинни, генеральный директор Interfaith Community Services, и Тим Кромер, директор по работе с общественностью и партнерствам, приняли участие в программе и впоследствии сказали, что с нетерпением ждут совместной работы с Церковью в служении обществу в Большом Тусоне и во всем округе Пима.

McKinney сказал, что он верит, что это будет «отличное партнерство», добавив, что они ранее оценили помощь, которую они получили для продовольственного банка, которым управляет межконфессиональная группа. «Чем больше мы сможем охватить услугами нуждающихся людей, тем лучше для них», — сказал он.«И куда бы ни приходили услуги, если мы можем упростить им переход от одного к другому, это идеально».

Блейн Максфилд, управляющий директор Службы церковного благосостояния и самообеспечения, добавил: «Поскольку мы посвящаем такое место, это место, где люди могут почувствовать Божью любовь. Итак, когда они приходят — с людьми, которых встречают, и волонтерами, которых встречают — они что-то чувствуют. Так любил Спаситель. И мне понравилось это сегодняшнее сообщение».

Недавно отремонтированное здание Deseret Industries находится на высоте 3850 Вт.Orange Grove Road, Тусон, Аризона. Освящение состоялось 9 февраля 2022 г. Фото: Скотт Адэр

Храм Христа Спасителя

Экскурсии в Храм Христа Спасителя

ул. Волхонка, 15

25 декабря 1812 года российский император Александр I подписал указ, по которому предполагалось построить в Москве храм, посвященный победе России над Наполеоном. Новый храм должен был символизировать подвиг русского народа и стать благодарностью Промыслу за спасение России.Автором первого проекта храма был Александр Витберг, предложивший поставить собор на Воробьевых горах. По его замыслу собор должен был состоять из трех частей, символизирующих Воплощение, Преображение и Воскресение. Нижняя часть собора должна была стать усыпальницей погибших в боях войны 1812 года. Храм был торжественно заложен, но проект Витберга так и не был воплощен в жизнь. Горы начали проседать под тяжестью строительства, и Николай I, ставший русским царем после Александра I, счел проект Витберга неосуществимым.Вместо Витберга архитектором собора был назначен Константин Тон. Было решено поставить храм на месте Алексеевского женского монастыря. Ходила легенда, что одна из монахинь так отчаялась перенести монастырь, что прокляла будущий собор и предсказала, что он не просуществует более 50 лет. Во всяком случае, место для строительства собора было идеальным: храм был виден из любой точки Москвы, а соседство с Кремлем символизировало связь нового Храма Христа Спасителя с русской историей и культурой. На строительство и украшение Храма Христа Спасителя ушло около 40 лет (1839-1883). 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии императора Александра III и его семьи. Наружная часть собора в виде креста была украшена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Двенадцать входных дверей выполнены из бронзы и украшены ликами святых работы известного скульптора князя Ф. Толстого. Современники восхищались размерами собора, вмещавшего до 10 000 человек.Богатое внутреннее убранство Храма Христа Спасителя включало настенные росписи и украшения из полудрагоценных камней (порфира и итальянского мрамора). Украшали собор известные русские живописцы, такие как В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской. Храм окружала галерея, ставшая первым музеем войны 1812 года. На стенах галереи висели мраморные доски, на которых упоминались все сражения русской армии, а также были написаны имена полководцев, отличившихся офицеров и солдат. .Первый Храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, так что некоторые вспомнили о проклятии монахини. Великолепный собор не соответствовал принципам атеизма и раздражал советскую власть. Иосиф Сталин приказал разрушить храм. Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года. На месте собора было решено построить гигантскую башню со статуей Владимира Ленина — Дворец Советов. Однако планы нарушила Вторая мировая война.В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под дворец, использовался для открытого плавательного бассейна «Москва». Бассейн просуществовал 30 лет. В конце 1980-х было предложено реконструировать собор. В июле 1992 года Президент России Борис Ельцин издал указ, согласно которому был создан Фонд возрождения Москвы. В списке объектов реконструкции Храм Христа Спасителя занял первое место. Невероятно стремительные сроки строительных работ позволили в 2000 году освятить отреставрированный собор.

Ближайшие гостиницы

Президент

ул. Большая Якиманка, д. 24

В 1982 году на берегу Москвы-реки, в административно-деловом центре Москвы, построена новая 14-этажка

Показать цены

Кебур Палас

3 20002 2 Остоженка,

Гостиница «Кебур Палас» с 31 комфортабельным номером — выбор путешественников, предпочитающих

Показать цены

Арбат

ул. Плотникова, 12

Четырехзвездочный отель «Арбат» расположен в центре Москвы. , недалеко от Нового Арбата и Старого Арбата, в пяти

Показать цены

Парк Инн Саду

17, Б.ул. Полянка, д.1

В Москве открылся отель Park Inn Sadu, входящий в сеть отелей Park Inn. Отель идеально расположен в

Показать цены

Багратион

Сеченовский переулок, 7А

Гостиница Багратион расположена в самом центре Москвы, недалеко от известных достопримечательностей столицы, таких как

Показать цены

Храм Христа Спасителя описание и фото — Россия — Прибалтика: Калининград

Рейтинг: 8,8/10 (1489 голосов)