Где находится в москве храм христа спасителя: ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Содержание

Храм Христа Спасителя в Москве

https://ria.ru/20211205/khram-1761977405.html

Храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя в Москве — РИА Новости, 05.12.2021

Храм Христа Спасителя в Москве

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви – Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм-памятник, посвященный… РИА Новости, 05.12.2021

2021-12-05T02:20

2021-12-05T02:20

2021-12-05T02:20

справки

москва

храм христа спасителя

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/03/13/1601946561_0:0:3071:1728_1920x0_80_0_0_af40243f088277f64a76820d86ae0575.jpg

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви – Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года. Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I. 6 января 1813 года (25 декабря 1812 года по старому стилю) император Александр I подписал манифест о сооружении величественного собора в Москве по примеру обетных (мемориальных) храмов. Торжественная закладка Храма Христа Спасителя состоялась 24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники). 22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма. В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста – 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов.В двойных стенах были проложены коридоры, ведущие, как в древних соборах, вокруг всего здания. В этих коридорах разместили 177 мраморных мемориальных плит с описаниями событий войны 1812 года и русских походов 1813-1814 годов в хронологическом порядке.Основой стиля храма был выбран византийский. Фасады храма со всех четырех сторон были одинаковы по форме и украшены барельефами, изображающими картины Священного Писания. Скульптуры для барельефов были выполнены скульпторами Петром Клодтом, Александром Логановским и Николаем Рамазановым.Огромный центральный купол был поставлен на высокий световой барабан с зеркальными стеклами, опирающийся на восьмигранник. Широко разнесенные малые четыре главы венчали четыре четырехугольные колокольни. Для позолоты глав, крестов и балюстрад крыши потребовалось 422,2 кг золота, а меди ушло 176 тонн. На колокольнях висело 14 колоколов, самый большой из которых весил 27 тонн.Не менее богатой была отделка внутреннего убранства храма. Нижняя часть стен была украшена мрамором и мозаиками. Росписи для храма были выполнены знаменитыми художниками: Василием Верещагиным, Василием Суриковым, Федором Бруни, Платоном Тюриным, Григорием Седовым, Иваном Крамским, Генрихом Семирадским и др. В декоре внутреннего убранства храма большое место занимала бронза с позолотой: из нее были сделаны перила хоров, огромная люстра-паникадило, подсвечники, кресты в алтарях, обрамления для икон. Главный иконостас был сделан в форме восьмигранной часовни из белого мрамора, увенчанной бронзовым шатром с позолотой.Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. Торжественное открытие храма состоялось 7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня и в дни празднования восшествия на российский престол императора Александра III. В соборе отмечались дни коронации императоров, проходили торжества с участием императорской семьи. В 1901 году в храме был учрежден хор (52 человека), среди его регентов – композиторы Александр Архангельский и Павел Чесноков.В августе 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного собора, восстановившего Патриаршество. На нем патриархом Московским был избран Тихон (Белавин), ныне причисленный Русской православной церковью к лику святых.В начале 1918 года в связи с начавшимися гонениями на церковь и изданием Декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Тихона было создано «Братство Храма Христа Спасителя», фактически содержавшее храм. В 1922 году храм был передан обновленцам (обновленчество – раскольническое движение 1920-1940-х годов в Русской православной церкви, инициированное советской властью).По решению советского правительства 5 декабря 1931 года храм был взорван. На месте храма предполагалось построить грандиозное сооружение социалистической эпохи – Дворец Советов. Великая Отечественная война (1941-1945) не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна «Москва» (1960-1994). В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Храма Христа Спасителя.16 июля 1992 года президент России Борис Ельцин подписал Указ «О создании фонда возрождения Москвы», где в перечне объектов, строительство и реконструкция которых обеспечивается в первоочередном порядке, на первом месте значился Храм Христа Спасителя.В мае 1994 года правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления Храма Христа Спасителя.7 января 1995 года в праздник Рождества Христова патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя правительства РФ Виктора Черномырдина и мэра Москвы Юрия Лужкова совершил чин закладки храма. Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались в сентябре 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены. 19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя был разработан управлением Моспроект-2 совместно с Московской патриархией. Руководитель проекта и главный архитектор – академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской академией художеств во главе с ее президентом Зурабом Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников. Воссоздание скульптурного убранства фасадов храма осуществлено под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда «Скульптор». Колокола были отлиты на Заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. Современный храм отличается стилобатной частью (цокольный этаж), возведенной на месте существовавшего холма-основания. В этом сооружении высотой 17 метров находится церковь Преображения Господня, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.Стены и несущие конструкции храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).Храм Христа Спасителя – самый большой собор Русской православной церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания – 103 метра, внутреннего пространства – 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысяч квадратных метров. Храм имеет три престола – главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах – во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).В числе главных святынь храма – частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава святителя Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской-Устюженской Божией Матери.Храм Христа Спасителя является Кафедральным собором Русской православной церкви. Настоятель храма – патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ключарь – протоиерей Михаил Рязанцев.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

москва

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/03/13/1601946561_340:0:3071:2048_1920x0_80_0_0_ebe4cfa9b52be1fc327c4307bb8788bf.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, москва, храм христа спасителя

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви – Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года. Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.6 января 1813 года (25 декабря 1812 года по старому стилю) император Александр I подписал манифест о сооружении величественного собора в Москве по примеру обетных (мемориальных) храмов. Торжественная закладка Храма Христа Спасителя состоялась 24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма. В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста – 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов.В двойных стенах были проложены коридоры, ведущие, как в древних соборах, вокруг всего здания. В этих коридорах разместили 177 мраморных мемориальных плит с описаниями событий войны 1812 года и русских походов 1813-1814 годов в хронологическом порядке.

Основой стиля храма был выбран византийский. Фасады храма со всех четырех сторон были одинаковы по форме и украшены барельефами, изображающими картины Священного Писания. Скульптуры для барельефов были выполнены скульпторами Петром Клодтом, Александром Логановским и Николаем Рамазановым.

Огромный центральный купол был поставлен на высокий световой барабан с зеркальными стеклами, опирающийся на восьмигранник. Широко разнесенные малые четыре главы венчали четыре четырехугольные колокольни. Для позолоты глав, крестов и балюстрад крыши потребовалось 422,2 кг золота, а меди ушло 176 тонн. На колокольнях висело 14 колоколов, самый большой из которых весил 27 тонн.

Не менее богатой была отделка внутреннего убранства храма. Нижняя часть стен была украшена мрамором и мозаиками. Росписи для храма были выполнены знаменитыми художниками: Василием Верещагиным, Василием Суриковым, Федором Бруни, Платоном Тюриным, Григорием Седовым, Иваном Крамским, Генрихом Семирадским и др. В декоре внутреннего убранства храма большое место занимала бронза с позолотой: из нее были сделаны перила хоров, огромная люстра-паникадило, подсвечники, кресты в алтарях, обрамления для икон. Главный иконостас был сделан в форме восьмигранной часовни из белого мрамора, увенчанной бронзовым шатром с позолотой.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. Торжественное открытие храма состоялось 7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня и в дни празднования восшествия на российский престол императора Александра III.

В соборе отмечались дни коронации императоров, проходили торжества с участием императорской семьи. В 1901 году в храме был учрежден хор (52 человека), среди его регентов – композиторы Александр Архангельский и Павел Чесноков.

В августе 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного собора, восстановившего Патриаршество. На нем патриархом Московским был избран Тихон (Белавин), ныне причисленный Русской православной церковью к лику святых.В начале 1918 года в связи с начавшимися гонениями на церковь и изданием Декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Тихона было создано «Братство Храма Христа Спасителя», фактически содержавшее храм. В 1922 году храм был передан обновленцам (обновленчество – раскольническое движение 1920-1940-х годов в Русской православной церкви, инициированное советской властью).По решению советского правительства 5 декабря 1931 года храм был взорван. На месте храма предполагалось построить грандиозное сооружение социалистической эпохи – Дворец Советов. Великая Отечественная война (1941-1945) не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна «Москва» (1960-1994).

В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Храма Христа Спасителя.

16 июля 1992 года президент России Борис Ельцин подписал Указ «О создании фонда возрождения Москвы», где в перечне объектов, строительство и реконструкция которых обеспечивается в первоочередном порядке, на первом месте значился Храм Христа Спасителя.

В мае 1994 года правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления Храма Христа Спасителя.

7 января 1995 года в праздник Рождества Христова патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя правительства РФ Виктора Черномырдина и мэра Москвы Юрия Лужкова совершил чин закладки храма.

Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались в сентябре 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены. 19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя был разработан управлением Моспроект-2 совместно с Московской патриархией. Руководитель проекта и главный архитектор – академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской академией художеств во главе с ее президентом Зурабом Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников. Воссоздание скульптурного убранства фасадов храма осуществлено под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда «Скульптор». Колокола были отлиты на Заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. Современный храм отличается стилобатной частью (цокольный этаж), возведенной на месте существовавшего холма-основания. В этом сооружении высотой 17 метров находится церковь Преображения Господня, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.

Стены и несущие конструкции храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

Храм Христа Спасителя – самый большой собор Русской православной церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания – 103 метра, внутреннего пространства – 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысяч квадратных метров.

Храм имеет три престола – главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах – во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).

В числе главных святынь храма – частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава святителя Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской-Устюженской Божией Матери.

Храм Христа Спасителя является Кафедральным собором Русской православной церкви. Настоятель храма – патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ключарь – протоиерей Михаил Рязанцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Закладка храма была произведена 12 декабря 1817 года на Воробьевых горах между Смоленской и Калужской дорогами. Но этот проект, задуманный в величественных классических формах, так и не был реализован — указом Сената от 11 мая 1827 года строительство было прекращено.

Проведенный в 1829 году второй конкурс не дал ожидаемого результата, и в 1830 году Николай II передал проектирование храма К.А. Тону, которому удалось гармонично соединить идею храма с его обликом и достойным местоположением — территорией Алексеевского монастыря. В 1837 году была назначена Комиссия по сооружению храма, через год начались строительные работы.

Сооружение храма Христа Спасителя стало для Москвы знаменательным событием: его архитектура провела четкую грань меж двух эпох в архитектуре Москвы — уходящего классицизма в варианте послепожарного московского ампира и зарождения русского стиля для обновления исторического центра Москвы.

Использовав в проекте тип традиционного пятикупольного храма с характерным позакомарным покрытием, восходившим к византийским образцам, Тон дополняет его рядом элементов, которые ассоциировались только с московскими прототипами XV–XVI веков. Это и килевидная форма закомар, и аркатурно-колончатый пояс на уровне окон второго яруса, и, наконец, опоясывающая основной объем храма, повторяющая форму равноконечного креста плана, обходная галерея, превращенная из традиционного гульбища в Музей войны 1812 года. И если символики форм в неосуществленном проекте Витберга опиралась на христианское вероучение, то в тоновском проекте программно и определенно заявлена тема национального храма-памятника, храма-музея и обетного храма, возведенного в освященном обычаем месте — в центре Москвы, рядом с древним Кремлем.

Массивный кубовидный объем храма, грандиозность которого обусловлена близостью Кремля, получил одинаковое оформление по четырем своим фасадам: их отличает лишь тематика скульптурного убранства. Фасады снаружи декорированы 48 рельефами, авторами которых были скульпторы А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, П.К. Клодт. Рельефы, украшающие двери порталов собора исполнены по моделям Ф.П. Толстого.

Внутренняя отделка храма производилась по новому проекту, работу над которым возглавили сменившие ушедшего в отставку Тона архитекторы А.И. Резанов и Л.В. Даль. Обратившись к традиционной, «поясной» схеме росписи древнерусских храмов, они подчинили ее соразмерности архитектурных членений, отказавшись от типичного для классицизма декора с использованием ордерных элементов. Сюжетные композиции вписывались в орнаментальные обрамления, подчиненные формам, линиям и абрисам предназначенных для живописи поверхностей стен. В орнаментальной разбивке стен храма были использованы разные породы мрамора и декоративная роспись. Сюжетные композиции, повествующие о земной жизни Христа, расположенные выше уровня хор, исполнили художники А.Т. Марков, И.Н. Крамской (главный купол), П.В. Басин и Н.А. Кошелев (центральный барабан, своды малых куполов), Ф. А. Бруни и П.С. Сорокин (паруса и клиросы), В.В. Верещагин (ниши в основании четырех пилонов), а также Г.И. Семирадский, В.Д. Фартусов, В.Е. Маковский и др.

Иконостас, представляющий собой уникальную композицию в виде мраморной восьмигранной часовни, увенчанной золоченым бронзовым шатром, располагался по оси главного входа в восточной части основного креста храма. Его высота вместе с шатром составляла 26,6 м. Иконы на Царских вратах и в четырех ярусах иконостаса были написаны, в основном, Т.А. Неффом. Часовня одновременно служила иконостасом и играла роль надпрестольной сени.

Основной объем храма опоясывала двухъярусная галерея, в первом этаже которой был устроен музей. На его стенах разместились 177 мраморных плит; на их поверхности были высечены сведения об основных событиях военных действий 1812 года, высочайшие приказы, рескрипты и увековечены имена воинов — защитников Отечества. Во втором ярусе, на хорах, разместились дополнительные престолы храма.

5 декабря 1931 года храм был взорван. Некоторое количество фресок было снято и передано в Третьяковскую галерею. Несколько горельефов с фасадов храма переданы в Музей архитектуры (вмонтированы в стены Донского монастыря). В 1990 году начато его восстановление, при строительстве были использованы хранящиеся в Музее архитектуры чертежи Тона и его помощников. Новый храм был воздвигнут на огромном стилобате, внутри которого разместился нижний храм во имя Св. Николая Мирликийского, Музей храма Христа Спасителя и зал церковных соборов. Вновь построенный храм был освящен в 2000 году.

Следы бассейна и неизвестная смотровая: 8 секретов храма Христа Спасителя — Места

Главный и самый большой собор России – храм Христа Спасителя – в 2020 году отметит свое 20-летие. Это храм с непростой судьбой, который трижды закладывали и дважды строили. Храм-памятник в честь победы России над Наполеоном был задуман еще императором Александром I, и лишь в 1883 году, уже при Александре III, состоялось его освящение. Храму было суждено простоять менее полувека, быть разрушенным и вновь возродиться в 2000 году. Звонарь и экскурсовод собора Константин Мишуровский открыл РИАМО восемь секретов храма Христа Спасителя.

Детище четырех императоров

Когда император Александр I в день Рождества Христова, 25 декабря 1812 года, объявил об окончании Отечественной войны, то пообещал воздвигнуть в столице храм во имя Христа Спасителя – в благодарность Богу «за избавление Отечества от грозившей ему гибели и в вечную память об усердии народа в этой войне». После окончания войны объявили конкурс, на который представили свои работы самые известные зодчие того времени – Воронихин, Стасов, Мельников, Бове, Жилярди и многие другие. Но победил проект безвестного в то время художника-архитектора Карла Витберга. Император решил строить храм в четырех километрах от Кремля – на Воробьевых горах, на берегу Москвы-реки.

Тожественная церемония закладки первого камня и освящения места будущего храма состоялась в первый юбилей войны с Наполеоном – в 1817 году. Однако за несколько лет, рассказывает экскурсовод, не удалось даже толком приступить к строительству храма. Строители столкнулись с большими сложностями, связанными с подвижностью почв на Воробьевых горах.

Взошедший на престол в 1825 году император Николай I приказал приостановить все работы на Воробьевых горах и утвердил новый проект храма, предложенный архитектором Константином Тоном. Он же лично выбрал новое место для сооружения храма – недалеко от Кремля. Так, в 1839 году состоялась вторая закладка храма. Церковь возводилась очень долго: строительство было завершено лишь в 1860 году, а роспись – к 1880 году, уже при императоре Александре II. Кстати, завершал грандиозный проект уже не архитектор Тон, а его сподвижник – Александр Резанов. Освятили храм лишь в 1883 году – уже при императоре Александре III, внуке основателя храма.

Имена четырех российских императоров, строивших главный храм нашей страны, можно найти на двух «храмозданных надписях» – традиционных плитах, расположенных на стенах внутри храма и повествующих о его истории.

Кулуары «Останкино»: «половые инфекции» у Малышевой и ненастоящая Москва у Урганта>>

Следы бассейна и Дворца Советов

Не все знают, что на территории храма остались следы советской эпохи – огромного бассейна «Москва», который 30 лет назад был на этом месте, и Дворца Советов, амбициозного архитектурного проекта советской власти, который так и не был осуществлен.

Кажущийся естественным склон вокруг храма Христа Спасителя – то, что осталось от котлована московского Дворца Советов. Он должен был стать самым высоким зданием в мире, символизирующим победу социализма. По замыслу архитектора Бориса Иофана, дворец должен был вознестись на высоту 415 метров, что в четыре раза выше нынешнего здания ХХС.

Фундамент дворца успели закончить к 1939 году, однако из-за начала Великой Отечественной войны проект заморозили. Получается, что монолитная гигантская плита, положенная в основание будущего дворца Советов, до сих пор находится в основании нынешнего храма как напоминание о вандализме советской эпохи, отмечает экскурсовод.

А неприметное круглое здание в парке возле храма – это насосная станция, построенная для обслуживания бассейна «Москва». Она принадлежит «Мосводоканалу», напоминая о непростой истории этого места. Открытый бассейн «Москва», построенный на месте разрушенного храма в 60-е годы, проработал до 90-х годов XX века.

Родина‑мать и мальчик на голове: где увидеть малоизвестные памятники в Москве>>

Первый памятник святому Владимиру

В 2016 году в Москве на Боровицкой площади торжественно открыли памятник князю Владимиру. Считается, что это первый и единственный памятник крестителю Руси в столице. Однако это не совсем так.

Первая скульптура равноапостольного князя Владимира появилась в Москве в XIX веке – на северном фасаде храма Христа Спасителя, над левой аркой. Это был надвратный горельеф, который можно увидеть сейчас на воссозданном храме. Рядом с Владимиром – святая благоверная княгиня Ольга.

По проекту, фасад храма украшают 48 горельефов, которые изображают события из русской, евангельской и древней библейской истории, а также просветителей и хранителей христианской веры, святых, в дни празднования памяти которых происходили сражения Отечественной войны 1812 года. Главную арку северного фасада храма украшают фигуры святых апостолов Петра и Павла, а позади каждого из них изображены по два апостола-евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. А на арке правых малых врат можно увидеть горельефы с изображениями святого равноапостольного царя Константина и его матери – царицы Елены.

Горельефы первого храма Христа Спасителя были выполнены из мрамора, тогда как сегодня храм украшают горельефы бронзовые. На экскурсии отмечают, что в первоначальном проекте архитектора Константина Тона горельефы также были бронзовые. А мраморными они стали практически случайно – по решению императора Николая I, которому понравились несколько скульптур из белого камня, сделанные ради эксперимента. По прошествии времени белокаменные скульптуры в московском климате начали бы разрушаться. Поэтому при воссоздании храма было принято решение отлить горельефы из долговечной бронзы – как это и было задумано автором проекта.

Между тем, несколько старинных горельефов первого храма Христа Спасителя до сих пор хранятся на территории Донского монастыря. От взорванного храма осталось всего пять сюжетов, а также несколько одиночных фрагментов.

Юбилей Малого театра: экскурсии со световым шоу и артисты на подиуме>>

Максимально близко к оригиналу

Современный храм Христа Спасителя – это целый церковный комплекс, в котором находятся верхний и нижний храмы, музеи, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного Синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Разместить такое количество помещений позволила как раз стилобатная часть, возведенная на месте существовавшего котлована так и не построенного Дворца Советов.

Все, что мы сейчас видим в храме Христа Спасителя, вплоть до внутренней отделки, было воссоздано максимально близко к оригиналу, насколько это было возможно, уточняет экскурсовод. При этом храм Христа Спасителя – «живой» кафедральный собор, а не музей. Разумеется, за 20 лет здесь появились новые предметы. Например, скамейки в галерее Памяти и Славы. В храме XIX века их не было, однако они «вписались» в интерьер очень деликатно.

Есть и художественный «документ», подтверждающий сходство в росписи старого и нового храмов. Это акварель художника Федора Клагеса «Внутренний вид храма Христа Спасителя», сделанная в 1883 году. Если встать на ту же точку, с которой храм открывался художнику XIX века, диву даешься, насколько точно воссоздана роспись и все убранство храма. Эта картина, а также черно-белые фотографии тех лет помогли современным художникам воссоздать уникальные росписи.

Соборная мечеть глазами москвичей: цвет тиффани, смотровая площадка и экскурсии для иностранцев>>

Необычный купол и алтарь

В отличие от большинства церквей, в храме Христа Спасителя нет паникадила, то есть большой люстры в середине купола. Это дает возможность увидеть храм во всем его великолепии. На самом деле, поясняет экскурсовод, паникадило в храме есть, только размещена многотонная конструкция в галерее на втором уровне – там, где располагается хор.

Купол первого храма Христа Спасителя в XIX веке был расписан группой художников под руководством профессора живописи Алексея Маркова. На тот момент художник по состоянию здоровья уже не мог забираться на леса к куполу храма и поручил эту работу своему ученику – тогда еще малоизвестному молодому художнику Ивану Крамскому и его товарищам. Нынешняя же роспись была в точности воспроизведена профессором живописи Евгением Максимовым.

Роспись купола – что в XIX веке, что в наше время, – это настоящий художественный подвиг, отмечает экскурсовод. Сделать так, чтобы изображение на 27-метровой полусфере было гармоничным и красивым, – это настоящее искусство. На своде главного купола художники изобразили Господа Саваофа (одно из библейских имен Бога – ред.), а также Сына Божьего в образе младенца и Духа Святого – в образе голубя.

В храме можно увидеть и необычный алтарь, представляющий из себя восьмигранную 26-метровую часовню. Своим обликом девятиглавый алтарь-часовня напоминает храм Василия Блаженного, а храмовое пространство вокруг него – Красную площадь, где в старину проходили большие богослужения.

Экспериментальный «Сокол» — как сегодня живет поселок художников в Москве>>

Неизвестные святыни храма

В кафедральном соборе хранится несколько святынь. Главная из них – частица ризы Господней. Ранее она хранилась в Успенском соборе Московского Кремля с XVII века как главная святыня Руси. Государю Михаилу Федоровичу Романову эту святыню подарил персидский шах Аббас, а персы вывезли святыню с территории современной Грузии.

Другие святыни храма – частицы ризы Пресвятой Богородицы и гвоздь Креста Господня, которые также были переданы из музеев Московского Кремля. Главные святыни хранятся в алтаре, но раз в месяц их выносят в середину храма для поклонения верующих.

Экскурсоводы с сожалением признают, что люди готовы выстаивать километровые очереди, чтобы приложиться к святыням, которые на время привозят из других стран, а о святынях, хранящихся постоянно в Храме Христа Спасителя, часто не знают.

В ковчеге храма хранятся частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, святого Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, святого князя Владимира, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской, благоверной княгини Евфросинии Московской, а также святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова).

В храме также находятся чтимый образ Владимирской Божией Матери и Устюженский список Смоленской иконы Божией Матери.

Несколько лет назад в дар храму была передана семейная реликвия Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской – икона Святителя Николая.

Не спорт, а борьба за будущее породы: как живет столичный ипподром>>

Единичные подлинники первого храма

В период воссоздания храма ожидали, что иконы и утварь, попавшие в частные руки в советское время, вернутся обратно. Однако этого не случилось. Из частных рук была передана лишь одна икона – образ «Спаса Нерукотворного» кисти известного русского живописца Евграфа Сорокина. Сейчас ее можно увидеть в нижней Преображенской церкви.

Нижний храм, который располагается прямо под верхним, заслуживает отдельного внимания. Нижний храм имеет три алтаря: главный освящен в честь Преображения Господня, два малых придела – в честь Алексия, человека Божия, и Тихвинской иконы Божией Матери. Левый придел, посвященный Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы, – это самая маленькая церковь в составе храма Христа Спасителя.

В нижнем храме ежедневно совершаются богослужения, тогда как в верхнем служат только по праздникам и воскресным дням.

Также на нижнем уровне, в галерее стилобатной части, вне церковных стен, размещаются музеи. В музее истории храма Христа Спасителя можно увидеть еще несколько подлинников времен первого храма. Это фрагменты фрески Генриха Семирадского «Тайная вечеря», которая располагалась в алтарной части. Фрагменты уникальной фрески уцелели лишь потому, что были сняты незадолго до разрушения храма.

Здесь же висит и небольшой колокол из первого храма. Его нашли в одной московской церкви и передали в музей.

Тула без пряников и самоваров: маршрут по городу, который понравится москвичам>>

Лучший вид на Кремль и главный колокол Москвы

Не все знают о смотровых площадках храма Христа Спасителя, с которых открывается замечательная панорама Москвы, причем на все четыре стороны. В прежнем храме смотровых не было – здесь, на 40-метровой высоте, были мостки, по которым перемещались звонари.

Сейчас москвичи и гости столицы могут по-новому взглянуть на старый город – он отлично виден с северной стороны, во всех деталях можно рассмотреть здание ГМИИ имени Пушкина, пересчитать все сталинские высотки, полюбоваться на Москву-реку. Отсюда же открывается лучший вид на Московский Кремль и на то самое место, откуда начиналась Москва во времена князя Юрия Долгорукого – это левый берег Москвы-реки, где начинается Большой Каменный мост.

Со смотровой можно полюбоваться на купол самого храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.

Кстати, раньше главным колоколом Москвы служил Большой Успенский колокол Московского Кремля на колокольне Ивана Великого. Однако теперь, когда на территории Кремля расположены музеи и службы идут нечасто, роль «главного» перешла к колоколу храма Христа Спасителя. Услышать его можно по большим церковным праздникам и во время визитов патриарха.

Храм Христа Спасителя — История и Архитектура , Москва

Едва ли не самый известный российский храм — Храм Христа Спасителя – является кафедральным собором Москвы. Именно здесь проходят все торжественные богослужения в честь главных православных праздников, собирая верующих со всех уголков России. Монументальность и величие храма, его роскошное убранство – все говорит об особом статусе храма и его значении для русской православной церкви. Однако всему этому предшествовала весьма драматичная история.

Грандиозное строительство храма, в ознаменование победы над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года началось в 1817 году по указу российского императора Александра I. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа.

Автор первого проекта храма архитектор Александр Витберг заложил храм на Воробьевых горах. Однако горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения и Николай I, сменивший Александра I на российском престоле поставил условие, чтобы храм был выполнен в «древнерусском стиле» и назначил нового архитектора храма. Им стал знаменитый московский архитектор — Константин Тон.

В 1839 году на новом месте, на берегу Москвы-реки, где стоял древний женский Алексеевский монастырь, который был переведен в Сокольники — Тоном было заложено новое здание храма. Место строительства было выбрано очень удачно: храм был виден с любой точки Москвы и соседствовал с Кремлем.

На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушли десятилетия. И, наконец, 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и всей императорской семьи.

В плане собор представлял собой равноконечный крест. Восхищали размеры храма (высота храма была 103 м, общая площадь 6800 кв. м): он мог вместить до 10 000 человек.

Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы — Верещагин, Суриков, Крамской. По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 года. Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали легенду о проклятии монахини, которая, выступая против переноса монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет.

Причиной сноса храма стало несоответствие его господствующей идеологии атеизма в Советском Союзе.

По распоряжению Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 г. На месте храма предполагалось построить Дворец Советов. Однако планы эти были нарушены Второй мировой войной. А котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна «Москва». Бассейн просуществовал 30 лет.

В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной церкви обратился к правительству с просьбой о разрешении восстановлении великого храма. В 2000 году полностью воссозданный в своем первоначальном виде храм был освящен и в нем начались богослужения.

Здание поставлено на высокий стилобат, в котором разместились нижняя церковь, помещения Священного Синода и Духовной Академии, зал заседаний Поместных Соборов и ряд других служб. Сейчас здесь расположена единственная в Москве музейная экспозиция, расположенная в галерее действующего храма. В неё входят материалы, рассказывающие об истории создания, строительства, разрушения и воссоздания храма. Также здесь находится музей Отечественной Войны 1812 года.

Внутреннее убранство храма соответствует внешнему величию. Высота внутреннего пространства — 79 м. Прямо по оси главного входа находится уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолоченным шатром. Главные святыни Храма: икона Рождества Христова, привезенная Святейшим Патриархом Алексием из Вифлеема, шесть подлинных отреставрированных полотен художника Верещагина и подлинный трон Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре.

Москва: Красная площадь, Александровский сад, Храм Христа Спасителя

Итак, на мой день рождения мы поехали гулять в Центр. Я на Красной площади не была несколько лет, а Кира — вообще ни разу.

Приглашаю полюбоваться красотами Москвы.

Начали мы как раз с Красной площади. Перед майскими праздниками там возводят разные конструкции для демонстраций и парада Победы. Под это дело очень удачно задрапировали лесами здание мавзолея. Когда уже похоронят по-человечески этого товарища?

По центру — Собор Казанской иконы Божией Матери. Первый Казанский храм на Никольской улице, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Пожарского. Распространено предположение, что этот храм возведён по обету в честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах (в советское время на месте храма был …общественный туалет :() Воссоздали храм в 90-х годах прошлого века.

Главная святыня храма — особо чтимый список иконы Божией Матери «Казанская» с мощехранительницей (а список чудотворной иконы, хранившийся в соборе до 1918 года, с 1930 года пребывает в Богоявленском соборе в Елохове.)

На фоне ГУМа. Современное здание ГУМа построено в конце XIX века. Но торговые лавки в этом месте были еще в XVII веке.

За мамой и Андреем (по центру) Воскресенские (Иверские) ворота с Иверской часовней. Это двойные проездные ворота Китайгородской стены в одноимённом проезде между зданием Городской думы и Историческим музеем. Ворота дали название Воскресенской площади. В конце 20-х — начале 30-х годов ворота (разумеется, вместе с часовней) были снесены. Восстановлены в 90-х. Проезд под воротами только пешеходный (а в советские годы там было автомобильное движение).

Первоначально ворота были частью крепостного сооружения, построены они в 1535 году. Надстроены шатрами в 1680. В 1917 году Иверская часовня и ворота в Воскресенском проезде использовались как оборонительный рубеж от большевиков. Новые власти им этого не простили… Но хоть не туалет возвели на их месте (всего лишь скульптуру рабочего).

На площади расположены Лобное место, памятник Минину и Пожарскому, Мавзолей В. И. Ленина, рядом с которым Некрополь у Кремлёвской стены, где захоронены деятели (в основном политические и военные) советского государства. К западу от площади находится Московский Кремль, к востоку — Верхние (ГУМ) и Средние торговые ряды, к северу — Исторический музей и Казанский собор, к югу — храм Василия Блаженного (Покровский собор). Уникальный архитектурный ансамбль площади состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

Именование «Красная» (то есть красивая) закрепилось за площадью еще в XVII веке.

Общая длина Красной площади — 330 метров, ширина — 70 метров, площадь 23 100 м².

Кирюша предпочитала обозревать красоты с высоты папиного роста 🙂

Средние торговые ряды и храм Василия Блаженного.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного — широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский». В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года. Строительство храма обросло легендами и загадками. В середине 1930-х гг. храму угрожал снос, однако он избежал разрушения. Но богослужения в нем запретили, колокола сняли и с тех пор началось превращение собора в музей. С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения.

Государственный исторический музей. Основан в 1872 году. На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX века. В музее на 4 тысячах квадратных метров представлено около 22 тыс. предметов. В собрании отдела письменных источников музея хранится около 15 млн листов уникальных документальных памятников по истории России XVI—XX веков.

Кремлевский проезд. С него выезжает на Красную площадь вся военная техника во время парада Победы. Видите, уже нанесена специальная разметка.

Манежная площадь. Справа — конный памятник Жукову. По центру — удивительное в своих именованиях здание. Гостиница «Москва» — одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная в 1933—1935 годах. Разобрана в 2004 году. На её месте завершено строительство нового здания гостиницы, в точности (по заявлениям проектировщиков) воспроизводящего внешние формы прежнего. И теперь на здании ДВА названия. Сверху — «Гостиница Москва», а над входом — «Four Seasons Hotel» (что буквально можно перевести как гостиница «Времена года»). Во время реконструкции было украдено более $87 миллионов…

Угловая Арсенальная (Собакина) башня московского Кремля. Построена в 1492 году Пьетро Антонио Солари. Круглая, наиболее мощная башня Кремля. Первое название получила в начале XVIII века после постройки на территории Кремля здания Арсенала, второе происходит от находившейся неподалёку усадьбы бояр Собакиных.

Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Зажжен 8 мая 1967 года. «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»…
С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час.

Стела из красного гранита в честь городов воинской славы.

В Верхнем саду расположен грот «Руины», также известный как «Итальянский грот». Грот в саду задуман как напоминание о войне 1812 года, его крылья выложены обломками московских зданий, разрушенных армией Наполеона. Для постройки Итальянского грота была насыпана искусственная земляная гора, для которой вместо камней использовали каменные ядра, лежавшие в Кремле в большом количестве; последние в древности употреблялись вместо чугунных.

Вид на Манеж. Слева — обелиск в память 300-летия царствования Дома Романовых. Был открыт в 1914 году. В 1918 г. имена Романовых были заменены на имена мыслителей-социалистов и революционных деятелей, а символы царской власти и гербы губерний России удалены. Восстановлен в 2013 году. По центру памятник патриарху Гермогену (Ермогену) — бронзовая скульптура в память о втором Патриархе Всея Руси Гермогене (~1530 — 1612). Открыт в 2013 г.

Сады на месте русла убранной под землю реки Неглинки были разбиты по проекту архитектора Осипа Бове в 1820—1823 годах в рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года. Работы начались по указу императора Александра I и сады (Верхний, Средний и Нижний, разделённые Троицким и Боровицким мостами) были названы в его честь в 1856 году, до этого сады были Кремлёвскими.

Троицкая башня московского Кремля. Построена в 1495 году итальянским архитектором Алевизом Фрязиным (Алоизио да Милано). Проездная, считалась второй по значению после Спасской. Неоднократно меняла названия и в конце концов была названа Троицкой от Троицкого подворья в Кремле (1658 год). В настоящее время — главный вход для посетителей Кремля.

Манеж и цветник в Александровском саду.

Троицкая башня и Троицкий мост — один из старейших каменных мостов в Москве через реку Неглинную и единственный уцелевший до нашего времени (первый каменный Троицкий мост, вероятно, был построен уже в 1367 году, одновременно с возведением каменных стен Кремля). Соединяет Кутафью и Троицкую башни московского Кремля.

Средний сад.

У выхода из Среднего сада.

Слева — Оружейная (Конюшенная) башня. По центру — Боровицкая (Предтеченская) башня московского Кремля. Построена в 1490 году Пьетро Антонио Солари. Проездная. Первое название башни — изначальное, происходит от Боровицкого холма, на склоне которого стоит башня; название холма, видимо, происходит от древнего бора, росшего на этом месте. Второе название, присвоенное царским указом от 1658 года, происходит от располагавшейся рядом церкви Рождества Иоанна Предтечи и иконы св. Иоанна Предтечи, размещавшейся над воротами. В настоящее время — основной проезд для правительственных кортежей.

Улица Боровицкая площадь. Слева от нее — Нижний Александровский сад (он закрыт для посетителей). Справа — Большой Каменный мост. Современное сооружение построено в 1938 году. Но предшественник был заложен еще в 1643 году. Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!» (о ценности и дороговизне чего-либо).

Водовзводная (Свиблова) башня. Построена в 1488 году итальянским архитектором Антоном Фрязиным (Антонио Джиларди). Круглая. В башне был устроен колодец и потайной ход к Москве-реке. Первое название происходит от установленной в башне в 1633 году подъёмной машины, подававшей воду в кремлёвские сады. Второе название башни связывают с боярской фамилией Свибло, или Свибловых, отвечавших за её строительство. Справа Кремлевская набережная.

Доходный дом, построенный архитектором С. С. Эйбушитцем в 1889 году. Здесь располагались квартиры, склады, водочный завод; в 1913 году здесь открылись кинотеатр и театр миниатюр. Рядом с ним сохранился фрагмент старинной стены.

Пречистенская набережная и вид на Большой Каменный мост. Пешеходный переход через улицу с дивным названием Ленивка.

Мы пришли, куда хотели: к храму Христа Спасителя.

В саду у храма фонтан с уточками — Кирюшина отрада 🙂

Памятник Александру II Освободителю (открыт в 2005 г.). Царь-освободитель смотрит на храм Христа Спасителя со стороны Всехсвятского проезда. Бронзовая фигура императора высотой более 6 метров и весом 7 тонн установлена на трёхметровом мраморном постаменте, где перечислены его заслуги перед Россией: отмена крепостного права, введение системы местного самоуправления, проведение военной и судебной реформ, завершение многолетней Кавказской войны.

Ножка на ножку 🙂

Улыбаемся и машем 🙂

Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов. Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроено неподалёку от прежнего места в 1994—1997 годах. Храм имеет статус Патриаршего подворья.

В храме удивительно. Мы там были впервые. Вживую он кажется компактнее внутри, чем ожидаешь после ТВ-трансляций. Но телевизор не в состоянии передать атмосферы. Храм очень воздушный, высокий, устремленный к небу. Людям тесно, а душам просторно.

Я не буду подробно рассказывать историю. Интересующиеся могут почитать сами.

Возвращаемся в сад.

В отличие от, скажем, Александровского сада, где тюльпаны высажены с расчетом на цветение к майским праздникам, тюльпаны в саду храма ХС высажены к Пасхе :love:

Фрагменты.

Патриарший мост.

Вид на Пречистенскую набережную, Большой Каменный мост через Москва-реку.

Трапезная.

Круглый павильон — магазин горячего хлеба.

Патриарший мост — пешеходный мост в Москве. Был открыт в 2004 году. Расположен напротив храма Христа Спасителя, пересекая реку Москву и соединяя Пречистенскую и Берсеневскую набережные, далее стилобатная часть идёт через Болотный остров и пересекает Водоотводный канал, заканчиваясь на Якиманской набережной. Сразу же после открытия этот мост стал популярным местом у влюблённых и молодожёнов. Именно на этом мосту впервые в Москве было замечено новое явление — на его ограде стали появляться «замки любви». С 2008 по 2011 год на мосту записывались новогодние обращения Президента России Дмитрия Медведева.

Вид на Москва-реку и знаменитый памятник Петру I работы Церетели. Слева — Берсеневская набережная, справа — Пречистенская. По центру виден Центральный дом художника с экспозицией «Искусство XX века» Государственной Третьяковской галереи.

Вид на Кремль. Большой Кремлевский дворец, башни Кремлевской стены, соборы Кремля.

Скворушка.

Закатное солнце горит на крестах храма Христа.

Надеюсь, вам было интересно!

Храм Христа Спасителя: история, описание, фото, контакты

Содержание статьи

Храм Христа Спасителя — один из главных храмов России. Храм с непростой трагической историей. Прочитать историю, интересные факты, узнать об архитектурных особенностях храма, а также увидеть фото Вы можете на сайте информационного порта «Православие и мир».

Храм Христа Спасителя — это самый большой собор Русской Православной Церкви. Он может вместить до 10 тысяч прихожан. В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого составляет более 85 метров. Общая высота храма — 103 метра.

Храм Христа Спасителя: трагическая история

История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.

В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.

Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.

Архитектурные особенности

Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся «русско-византийского стиля» храмового зодчества. Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона. В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.

Читайте также — Лицом к России, или Кому мешают кремлевские святыни?

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

  • В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
  • В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
  • Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
  • Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
  • Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
  • В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
  • В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.

Читайте также — Чудов монастырь. XIX, XX и … XXI века?

Информация о работе храма

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 15

Телефон для справок: +7 (495) 637-12-76
Email: [email protected] ru

Храм Христа Спасителя открыт с 10.00 до 17.00 (в понедельник с 13.00),
Преображен­ская церковь — с 8.00 до примерно 19.30 (­когда Богослужения совершаются в Храме Христа Спасителя, Преображенская церковь закрыта).

На весь летний период рядовые богослужения совершаются в храме-часовне «Державной» иконы Божией Матери.

Полиелейные богослужения совершаются в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.

В воскресные дни и Великие праздники Божественные литургии совершаются в Храме Христа Спасителя.

Всенощные бдения под воскресенье совершаются в Храме Христа Спасителя.

В будние дни богослужения совершаются в Преображенской церкви.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вынос Ризы Господней для поклонения совершается за Богослужением в последние субботу и воскресенье каждого месяца.

Информация с сайта Храма Христа Спасителя.

Читайте также:

Рисунок 4: Оригинальная видеозапись выступления Pussy Riot и последующего задержания

Однако многие жители Запада рассматривали действия Pussy Riot как революционные, вдохновляющие и форму протеста, сравнимую с работами американских социальных пионеров, таких как Элизабет Кэди Стэнтон (Юсупова 606).Тем не менее, многие российские граждане восприняли московский инцидент и его исход в гораздо менее благоприятном свете. После окончательного суда над участниками группы был проведен опрос среди граждан России, чтобы оценить их отношение к группе:

68% россиян заявили, что знают о суде над Pussy Riot. 44% сочли суд над Pussy Riot справедливым, беспристрастным и объективным, и только 17% не согласились с этим утверждением. Около 78% опрошенных в сентябре 2012 г. считают, что наказание в виде двух лет колонии общего режима, которое получили участники группировки, является адекватным или легким наказанием, и только 2% считают, что такие действия не должны быть уголовно наказуемы.(Аналитический центр Левада 2013, 123)

Мнение российских граждан о тюремном заключении участников группы как о «адекватном» (Аналитический центр Левада 2013, 123) свидетельствует о серьезном социальном различии западных и российских идеалов. Западное определение феминизма — «теория политического, экономического и социального равенства полов» (словарь Merriam-Webster) — контрастирует с определением феминизма в России. В России феминизм не так вопиющий и публичный, как в западных странах, как заметила Суви Саменниеми: «Большая часть жизни женщин в конечном счете строится так, что регулируется и опосредуется мужчинами» (101). Несмотря на то, что несколько либеральных лидеров в России высказали свое мнение о том, что участников группы Pussy Riot незаконно сажают в тюрьму, большинство граждан считали, что группа нарушила закон и ее участники заслуживают наказания. Некоторые женщины даже обиделись на тексты группы. и действия. Валерия Сперлинг, профессор политологии, отмечает, что после того, как участников группы посадили в тюрьму, многие женщины в Москве, у которых она брала интервью, «охарактеризовали тексты Pussy Riot как призывы к власти и злоупотреблению насилием, а не как специфическую пропаганду ненасильственных феминистских программ» (592). .Исследование Сперлинг поднимает важный вопрос: как на мнение женщин о Pussy riot подсознательно влияет репрессивное культурное отношение к женщинам? На этот вопрос у Pussy Riot есть ответ. Продвигая права женщин по всей России, Pussy Riot стремится положить конец притеснению граждан российским правительством и позволить женщинам формулировать и выражать свое собственное оригинальное мнение.

Последствия принуждения граждан к подчинению в России исследуются Мариной Юсуповой, профессором востоковедения и европейских исследований Манчестерского университета, которая заявила, что «общественная реакция и очаг дебатов о Pussy Riot в России и в Западные страны были очень разными, не говоря уже о диаметрально противоположных» (604).

Рисунок 5: Pussy Riot выступают против российского правительства после их освобождения

В результате цензуры Pussy Riot многие западные страны посмотрели свысока на Россию из-за ее реакции на выступления группы, поскольку обращение и цензура группы превратили подавление отдельных лиц в России в мейнстримную дискуссию. Освобождение Надежды и Алехиной, скорее всего, пиар-ход, стало для них катализатором выступления против нарушений прав человека в России. Во время интервью CNN Надежда утверждает о российском правительстве: «Мы собираемся это изменить» (Надежда).

Однако не только российские власти были оскорблены демонстрацией Pussy Riot, обиделась и Русская Православная Церковь. Несколько священников были настолько расстроены спектаклем, что протестовали за пределами суда, где проходил суд (рис. 4)

Рисунок 6: Священнослужители Русской Православной Церкви протестуют вне судебного процесса над Pussy Riot

Одна из причин, по которой они обиделись на демонстрацию, связана со стихами «Панк-молебна: Богородица Путина прогони» (Pussy Riot), в которых говорится, что «главный их святой — глава КГБ» и что «а гей-парад [был] отправлен в Сибирь в кандалах.Бросив вызов Русской православной церкви — видному субъекту русской культуры — Pussy Riot были обречены на цензуру. Но зачем Pussy Riot протестовать против церкви? Ответ кроется в политических связях Русской православной церкви с российским правительством, а также в поддержке ею гомофобного законодательства. Некоторые тексты песен Pussy Riot относятся «к поддерживаемым Церковью законам о запрете пропаганды гомосексуализма, которые недавно были приняты в нескольких городах России. Этот закон «фактически не позволяет ЛГБТ-сообществу организовывать публичные мероприятия» (Sperling, 599).Таким образом, Pussy Riot столкнулись с той же цензурой со стороны правительства, что и ЛГБТ+-сообщество, когда их выступление было прервано, а его участники арестованы.

В заключение, своим выступлением в Храме Христа Спасителя и последующим арестом и судом Pussy Riot разоблачили коррумпированность российского правительства и несоблюдение законов. Как и американские социальные пионеры, такие как Мартин Лютер Кинг-младший, Роза Паркс и Сьюзан Б. Энтони, участницы Pussy Riot сталкиваются с сильным противодействием со стороны правительства, а также не имеют поддержки со стороны российской общественности.Несмотря на ограниченную общественную поддержку, Pussy Riot и ее участницы преданы своему делу. Своими постоянными усилиями они могут ускорить социальные и политические изменения в России.

Работы цитируются

Алехина Мария. «Pussy Riot: заключительное слово Марии Алехиной». Критическое юридическое мышление 20 августа 2012 года. Web.

«Феминизм». Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер, nd Веб. 12 ноября 2016 г.

Маллен, Джетро, ​​Диана Магней и Джейсон Ханна.«Заключенные участники группы Pussy Riot            освобождены». CNN . Cable News Network, 23 декабря 2013 г. Интернет. 13 ноября 2016 г.

«Публикации | Левада-Центр». Публикации | Левада-Центр . Левада-Центр, 2013. Интернет. 08          ноября 2016 г.

«Четвертый день пробной версии Pussy Riot — оперативные обновления». РАПСИ . Российское агентство правовой информации                        Агентство, 2 августа 2012 г. Интернет. 9 ноября 2016 г.

Рурк, Брайан и Эндрю Уигет. «Pussy Riot, Путин и политика воплощения.                                Культурология 30.2 (2016): 234-60. Веб.

Шулер, Кэтрин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.