Фото родченко: Фотошедевры Александра Родченко на выставке в Москве • Интерьер+Дизайн

Содержание

Фотошедевры Александра Родченко на выставке в Москве • Интерьер+Дизайн

Александр Родченко, Девушка с «Лейкой», 1934

Центр фотографии имени братьев Люмьер готовит выставку работ Александра Родченко из коллекции фонда Still Art, созданного Еленой и Михаилом Карисаловыми. В экспозицию войдут работы, начиная 1920–1930-х: знаменитые портреты художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинорежиссеров, сотрудников журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ».


Новатор и авангардист Александр Михайлович Родченко (1891–1956)  начал фотографировать в 1924 году. Его экспериментальный подход навсегда изменил историю фотоискусства. Он снимал с непривычного ракурса (сверху вниз и снизу вверх), который стали называть «родченковским»; диагонально строил композиции, задающие динамику и ритм; внимательно снимал деталь и крупный план; применял двойную экспозицию. Родченко стремился, как писал Осип Брик, превратить знакомую вещь в «кажется никогда не виданную конструкцию», изменить привычный взгляд человека на окружающее.

Александр Родченко, Лиля Брик, 1924

Хрестоматийные произведения — портрет Лили Брик для плаката Ленгиза, снимки Владимира Маяковского из первой фотосессии в мастерской Родченко на Мясницкой (1924) и знаменитая фотография Осипа Брика, где вместо одной из линз очков вмонтировано название журнала «ЛЕФ» сопоставляются с портретами семьи: матери фотографа, его жены Варвары Степановой и их дочери Варвары. Отдельная часть экспозиции — архитектурные съемки и фоторепортажи: легендарные «Балконы» (1925), «Пожарная лестница» (1925), «Лестница» (1929), «Пионер – трубач» (1930) и «Пионерка» (1930).

Александр Родченко, Сбор на демонстрацию, 1928
Александр Родченко, Лестница, 1929Александр Родченко, Спортивный клуб «Динамо», 1935

Сокуратором выставки выступит внук Александра Родченко, Александр Лаврентьев. Будет представлено 58 серебряно-желатиновых отпечатков из двух альбомов музейной серии, выпущенных тиражом 35 экземпляров в 1994-1997 годах. Печать фотографий, вошедших в портфолио и предоставленных фондом Still Art, осуществлена Александром Лаврентьевым и Юрием Плаксиным в фотолаборатории Родченко с оригинальных негативов автора.

• Александр Родченко. Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, 24 января – 5 апреля 2020

Родченко Александр Михайлович — биография художника, личная жизнь, картины

Александр Родченко был одним из основоположников конструктивизма и создателей первой советской рекламы. Он работал над агитационными плакатами, писал абстракции, иллюстрировал книги и изобрел приемы художественной фотографии, которые используются и сегодня.

«Я был приверженцем». Знакомство с авангардом

Александр Родченко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге, в семье Михаила и Ольги Родченко. Его мать работала прачкой, отец — театральным бутафором. Жили они в небольшой квартире прямо над помещением театра; чтобы выйти на улицу, нужно было каждый раз проходить прямо через сцену. Поэтому раннее детство мальчика проходило в «закулисной» обстановке. Михаил Родченко не хотел, чтобы сын пошел по его стопам, и настаивал на получении «настоящей профессии». Сразу после окончания четырех классов церковно-приходской школы мальчик пошел учиться на зубного техника и даже какое-то время работал протезистом. Однако в 1911 году он поступил вольнослушателем в художественную школу в Казани, куда к тому моменту переехала семья Родченко. В той же школе училась Варвара Степанова, которая позже стала женой и соратницей Родченко, известным художником и дизайнером.

В 1914 году во время всероссийского турне в Казань приехали футуристы — Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк. Их вечер произвел на Александра Родченко сильное впечатление: он понял, что хочет заниматься футуристическим искусством.

В конце 1915 года Александр вместе с женой переехал из Казани в Москву. Там через общих друзей он познакомился с художником Владимиром Татлиным — одним из основоположников авангардистского движения. Татлин предложил Родченко принять участие в футуристической художественной выставке «Магазин». Вместо вступительного взноса Александр Родченко помогал в организации мероприятия: продавал билеты и рассказывал гостям о представленных работах.

«Я от него [Татлина] учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».

Казимир Малевич. Белое на белом. 1918. Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк

Александр Родченко. Черное на черном. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

В эти годы Родченко окончательно определился с направлением собственного творчества. Вдохновившись картиной Малевича «Белое на белом» («Белый квадрат на белом фоне»), он создал серию работ «Черное на черном». Однако если картина Малевича построена на геометрических формах и игре оттенков, то основным выразительным средством для Родченко стала фактура — именно она сделала композицию объемной.

Иллюстратор, декоратор, мастер авангардного плаката

Александр Родченко стал одним из основоположников конструктивизма — его работы отличались лаконичностью и геометризмом. Художник иллюстрировал книги, работал над декорациями для театральных постановок и киносъемок, однако наиболее известными стали его рекламные плакаты. Кроме традиционных средств живописи и графики, Родченко использовал приемы фотомонтажа, создавая лаконичные и информативные коллажи.

Целую серию рекламных плакатов художник выпустил совместно с Владимиром Маяковским: поэт отвечал за краткие запоминающиеся лозунги. Конструктивистские плакаты полностью вписывались в революционную идеологию молодого советского государства. Они были призваны и просвещать, и информировать, и агитировать.

В технике фотомонтажа Родченко создавал не только плакаты, но и иллюстрации для книг и журналов. В частности, к поэме Маяковского «Про это».

Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Приезжий с дач, из городов и сел (Реклама ГУМа)». 1923. Изображение: n-europe.eu

Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Нигде, кроме как в Моссельпроме». 1925. Изображение: n-europe.eu

Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Самый деловой, аккуратный самый (Реклама ГУМа)». 1923. Изображение: n-europe.eu

Фотоэксперименты Александра Родченко

Фотографией Александр Родченко стал заниматься с 1924 года. К тому времени он был не только состоявшимся художником, но и педагогом — преподавал в Московском Художественно-техническом институте. Сначала Родченко снимал лишь для того, чтобы собрать новые материалы для коллажей, однако позже его новаторские работы стали очень популярны. Родченко использовал необычные ракурсы, благодаря чему его работы приобретали особую динамику и реалистичность. Наиболее эффектно для тех лет выглядели снимки с диагональной композицией, когда съемка велась сверху вниз или снизу вверх. Такие методы противоречили строгим канонам фотоискусства того времени. Но приемы Александра Родченко быстро стали популярны у его коллег, а многие из них используются в профессиональной фотосъемке по сей день. Однако некоторые его эксперименты критиковали. Например, работу «Пионер-трубач»: на ней мальчик с горном снят с нижнего ракурса. Про снимок говорили, что мальчик более похож на «раскормленного буржуа», чем на советского пионера.

Кроме жанровых фото Александр Родченко создавал портреты — самыми известными его работами стали «Портрет матери», фотографии Владимира Маяковского, Осипа и Лили Брик — и репортажи.

Александр Родченко. Пионерка. 1930. Фотография: moma.org

Александр Родченко. Лиля Брик (Портрет для рекламного плаката «Ленгиз: книги по всем отраслям знания»). 1924. Фотография: n-europe.eu

Александр Родченко. Портрет матери. 1924. Фотография: fotogenico.ru

С конца 1930 годов Александр Родченко перестал экспериментировать с темами и жанрами. Он практически не снимал и не рисовал, лишь оформлял книги вместе с женой.

После Великой Отечественной войны художник увлекся пикториализмом. Это направление фотографии делало снимки похожими на живописные работы. Фотохудожники достигали подобного эффекта за счет особых настроек света и выдержки. В этот период Александр Родченко интересовался цирком и театром и в стиле пикториализма часто снимал артистов.

Художник умер 3 декабря 1956 года. Он немного не дожил до открытия своей первой фотовыставки, которую организовала его жена. Сегодня имя Родченко носит Московская школа фотографии и мультимедиа, в которой преподает его внук, Александр Лаврентьев.

Чему современные фотографы могут научиться у Александра Родченко

В Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка фотографий Александра Родченко из коллекции фонда Still Art. «Афиша Daily» попросила внука и правнучку главного фотографа русского авангарда выбрать любимые работы на экспозиции и рассказать, какие приемы у Родченко могут подсмотреть современные фотографы сто лет спустя.

Екатерина Лаврентьева

Правнучка Александра Родченко, искусствовед, художник-иллюстратор, доцент МГХПА им.  С.Г.Строганова, выступала сокуратором выставок А.Родченко (Норильск, Краснодар)

Александр Родченко, один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры и дизайна, начал фотографировать в 1924 году и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. Его фотографии становятся источником вдохновения для современных фотографов, дизайнеров и художников, а экспериментальный подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства.

Александр Родченко

Фотографии Родченко уникальны своей системой координат и манерой видения. Он использовал съемку с непривычного ракурса, который сразу же стали называть «родченковским», диагональное построение композиции, задающее динамику и ритмичность кадра, крупный план, превращавший привычные вещи в абстрактные структуры, двойную экспозицию, точно чувствовал природу света и тени как материала для построения фотографического пространства.

Кредо Родченко — «Я хочу научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи».

«Фотография — запись фактов и стенография, — напишет он в заметке, опубликованной в журнале «Красное студенчество». «Снимайте свой быт, фиксируйте настоящее» — в этих простых словах заложено прежде всего отношение к действительности: исследовательское, любознательное, призывающее документировать время. И фотография есть один из способов проживания жизни — не впустую, но откликаясь на моменты, которые случаются рядом. Взгляд фотографа способен происходящее организовать, срежиссировать, «упаковать» в рамку кадра так, что каждая деталь станет особенной, наделённой смыслом. «Мы не видим то, на что смотрим», сокрушался Родченко. И именно эта абсолютная ясность и точность взгляда была для него приоритетным. На ней выстроена и идея ракурса, и жажда эксперимента, и его учебная программа по фотографии, где был предусмотрен особый пункт — зачет по поведению во время съемки.

Поэтому, обращаясь к современности, к «фотографии в эпоху миллионов снимков», следует вспомнить о зоркости и внутренней собранности, чуткости и настройке зрения, которые формируются в том числе и опытом мастеров прошлого.

Александр Лаврентьев

Куратор выставки, внук Александра Родченко, советский и российский искусствовед, проректор по научной работе МГХПА им. С.Г.Строганова

Коллекционер [русского авангарда Георгий] Костаки называл Родченко Великим экспериментатором. И он был прав, потому что Родченко был в постоянном поиске, своеобразной разведке искусства.

Его интересовала наука, его интересовал поиск элементов искусства, его интересовала техника и ее проявления в быту. Он проектировал мебель, светильники, одежду и ткани, основал школу дизайна. С 1924 года Родченко стал заниматься фотографией и даже кино: у него был маленький киноаппарат Sept, который он привез в 1925 году из Парижа, где оформлял советский раздел на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности.

Александр Родченко и его супруга Варвара Степанова были художниками-изобретателями. Именно это ценят и современные художники — интерес Родченко ко всему новому, свободу работы на стыке разных жанров и видов искусства. Его можно считать мультимедиахудожником. Искусство фотографии позволило ему раскрыть современное видение мира. Как говорил когда‑то Виктор Шкловский, соратник Родченко по группе ЛЕФ, лидером которой был Владимир Маяковский, Родченко учил видеть мир «утренними глазами».

Фотографика и двойная экспозиция

Художник Александр Шевченко, 1924

Сейчас в Строгановке я даю студентам первого курса задания по фотографике на многократную экспозицию и движение — то, с чем экспериментировал в 1924 году Александр Родченко, снимая своего коллегу, живописца Александра Шевченко, также преподававшего в то время в легендарном ВХУТЕМАСе, школе авангардной архитектуры, дизайна и искусства.

Родченко экспериментирует с двойной экспозицией, которая напоминает монтажный переход в кинематографе. Возникает эффект движения на статичном снимке, как в стоп-кадрах кино.

Двойная экспозиция подчеркивала прозрачность и тонкость фотоизображения. Возникла аналогия с техникой кинематографического наплыва — проекционного монтажа. И хотя изобразительные возможности этого приема были безграничны, Родченко почти не пользовался им, предпочитая монтаж открытый, — с помощью ножниц и клея. А может быть, он считал, что такой прием не работает на выявление подлинной оптической и конструктивной сущности фотографии.

Диагональная композиция

Девушка с лейкой, 1934

На этом снимке изображена Евгения Лемберг, дочь кинооператора Александра Лемберга, который работал и со знаменитым Дзигой Вертовым над хроникальными фильмами. Евгения училась фотографии, пробовала снимать как фоторепортер, Родченко помогал ей проявлять пленки и печатать снимки для выставок.

Лемберг была ученицей Родченко, влюбленной в своего учителя.

Снимок «Девушка с лейкой» уникален светотеневым рисунком и точно выверенной диагональной композицией. Кажется, что пространство, в котором находится фигура, соткано из света и тени. Светотеневой рисунок обволакивает все. И удивительно спокойная, созерцательная поза девушки в модном в те годы светлом берете.

Я люблю показывать на лекциях по фотокомпозиции варианты этого снимка. На одном модель стоит, на другом — сидит и видна чуть с другого поворота. Иногда показываю зеркально перевернутый кадр для того, чтобы слушатели увидели, как радикально меняется композиция и ее смысл

. Фигура девушки в белом платье начинает неудержимо соскальзывать с лавочки, вместо того чтобы прочно занимать место зрительного центра фотографии.

Рядом на той же пленке на соседнем кадре можно увидеть решетчатый павильон из брусков, снятый общим планом. Вполне возможно, что Родченко и Лемберг ждали поезда или автобуса и в этот момент, как это всегда бывало с Родченко, он увидел свой будущий снимок. Какая‑то сила всегда его вела, мощный внутренний импульс приводил к рождению необычных работ, необычных кадров из самой обыденной ситуации.

Необычные ракурсы

Сбор на демонстрацию, 1928

«Художник возвышается над толпой: это он всегда пишет свои группы с какого‑нибудь возвышенного места. Его точка зрения всегда находится выше толпы. Для того, чтобы видеть несколько планов», — записал Родченко в своей рукописи «О композиции». Он постоянно вел какие‑нибудь курсы для фотографов в 1930-е и 1940-е годы — то на курсах «Союзфото», то для фоторепортеров ТАСС.

Повышение точки съемки дает более глубокую, раскрытую перспективу. Но Родченко выбирает еще более радикальный фрагмент — взгляд в вертикальной плоскости, прямо под собой. Эта тема еще не была так подробно разработана в фотоискусстве, как другие привычные точки съемки.

«Сбор на демонстрацию» снят фотоаппаратом лейка. Жильцы дома смотрят вниз с балкона на построение спортсменов, идущих на демонстрацию. Фотоаппарат Родченко смотрит на все это целиком. Его взгляд как бы удваивается — он наблюдает за наблюдающими.

О фотографиях Родченко поэт Николай Асеев написал целый очерк «О новом взгляде на мир», опубликованный в газете «Вечерняя Москва» в августе 1926 года. «Это новая форма видения, новая, не бывшая доныне в распоряжении человека, возможность ощущать предметы в их точном ракурсе, совершенно видоизменяющем все представления о пропорциях и соотношениях. Это поправка к зрительному восприятию, притупившемуся и притертому в обычном обзоре предметов в упор, с постоянного их обычного места».

Черные и белые линии

Черный и белый — основные цвета, которые Родченко использовал в живописи и графике. Это его лабораторное пространство, поле эксперимента. Он мог сделать графику при помощи чертежных инструментов, используя всего один цвет — черной туши.

В его фотографиях всегда богатая гамма серых оттенков. Даже свою автобиографию он назвал «Черное и белое». Это поэтическая сказка о мальчике, который родился в театре и всю жизнь мечтал строить фантастические декорации, здания, создавать картины, сияющие неведомыми цветами и блещущие светом. Но потом пришел к фотографии. Он любил свой фотоаппарат лейку, потому что в ней был белый блестящий металл и черная матовая поверхность корпуса.

Одна из самых известных фотографий Родченко — «Лестница». На снимке фигура женщины с ребенком как бы преодолевает мощное ритмическое поле черно-белых полос ступеней. Диагональная композиция кадра усилила конструктивно-графическое впечатление от снимка.

Выставка Родченко. Фотографии Дом Радио ул. Итальянская, д. 27.

Что ВсёКонцертыФильмы в прокатеСпектакли в театрах8 мартаАвтособытияАкцииАлые парусаБалБалет, операБлаготворительностьВечеринки и дискотекиВыставкиВыступления DJДень влюбленныхДень городаДень ПобедыДень снятия блокадыКинопоказыКонференцииКрасота и модаЛекции, семинары и тренингиЛитератураМасленицаМероприятия в ресторанахМероприятия ВОВНочь музеевОбластные событияОбщественные акцииОнлайн трансляцииПасхаПраздники и мероприятияПрезентации и открытияПремииРазвлекательные событияРазвлечения для детейРеконструкцииРелигияРождество и Новый годРождество и Новый Год в ресторанахСобытия на улицеСпектаклиСпортивные события Творческие вечераФестивалиФК ЗенитШкольные каникулыЭкологические событияЭкскурсииЯрмарки

Где ВездеАдминистрации р-новКреативные art заведенияПарки аттракционов, детские развлекательные центрыКлубы воздухоплаванияБазы, пансионаты, центры загородного отдыхаСауны и баниБарыБассейны и школы плаванияЧитальные залы и библиотекиМеста, где играть в бильярдБоулингМагазины, бутики, шоу-румы одеждыВерёвочные городки и паркиВодопады и гейзерыКомплексы и залы для выставокГей и лесби клубыГоры, скалы и высотыОтели ГостиницыДворцыДворы-колодцы, подъездыЛагеря для отдыха и развития детейПрочие места отдыха и развлеченийЗаброшки — здания, лагеря, отели и заводыВетеринарные клиники, питомники, зоогостиницыЗалы для выступлений, аренда залов для выступленийЗалы для переговоров, аренда залов для переговоровЗалы и помещения для вечеринок, аренда залов и помещений для вечеринокЗалы и помещения для мероприятий, аренда залов и помещений для мероприятийЗалы и помещения для праздников, аренда залов и помещений для праздниковЗалы и помещения для празднования дня рождения, аренда залов и помещений для празднования дня рожденияЗалы и помещения для проведения корпоративов, аренда залов и помещений для проведения корпоративовЗалы и помещения для проведения семинаров, аренда залов и помещений для проведения семинаровЗалы и помещения для тренингов, аренда залов и помещений для тренинговЗалы со сценой, аренда залов со сценойКонтактные зоопарки и парки с животнымиТуристические инфоцентрыСтудии йогиКараоке клубы и барыКартинг центрыЛедовые катки и горкиРестораны, бары, кафеКвесты в реальности для детей и взрослыхПлощадки для игры в кёрлингКиноцентры и кинотеатрыМогилы и некрополиВодное поло. байдарки, яхтинг, парусные клубыКоворкинг центрыКонференц-залы и помещения для проведения конференций, аренда конференц-залов и помещений для проведения конференцийКонные прогулки на лошадяхКрепости и замкиЛофты для вечеринок, аренда лофтов для вечеринокЛофты для дней рождения, аренда лофта для дней рожденияЛофты для праздников, аренда лофта для праздниковЛофты для свадьбы, аренда лофтов для свадьбыМагазины одежды и продуктов питанияМаяки и фортыМед клиники и поликлиникиДетские места отдыхаРазводный, вантовые, исторические мостыМузеиГосударственные музеи-заповедники (ГМЗ)Креативные и прикольные домаНочные бары и клубыПляжи, реки и озераПамятники и скульптурыПарки, сады и скверы, лесопарки и лесаПейнтбол и ЛазертагКатакомбы и подземные гротыПлощадиПлощадки для мастер-классов, аренда площадкок для мастер-классовПомещения и конференц залы для событий, конференций, тренинговЗалы для концертовПристани, причалы, порты, стоянкиПриюты и фонды помощиПрокат спортивного инвентаряСтудии красоты и парикмахерскиеОткрытые видовые крыши и площадкиКомплексы, арены, стадионыМужской и женский стриптиз девушекЗалы и помещения для онлайн-мероприятий, аренда залов и помещений для онлайн-мероприятийШколы танцевГипер и супермаркетыДК и театрыЭкскурсионные теплоходы по Неве, Лагоде и Финскому ЗаливуТоргово-развлекательные центры, комплексы и торговые центры, бизнес центрыУниверситеты, институты, академии, колледжиФитнес центры, спортивные клубы и оздоровительные центрыПространства для фотосессий и фотосъемкиСоборы, храмы и церкви

Когда Любое времясегодня Сб, 26 мартазавтра Вс, 27 мартапонедельник, 28 мартавторник, 29 мартасреда, 30 мартачетверг, 31 мартапятница, 1 апрелясуббота, 2 апрелявоскресенье, 3 апреляпонедельник, 4 апреля

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Александр Родченко

Александр Михайлович Родченко (1891–1956) — один из величайших представителей актуального искусства прошлого столетия, родоначальник беспредметной живописи, главный инженер конструктивизма, пионер советской фотографии, уже при жизни ставший её классиком. Один из лучших русских фотографов-экспериментаторов середины 20-го века положивший основу многим направления в фотоискусстве. На сегодняшний день, Родченко — самый популярный русский фотограф, востребованный на Западе, чьи шедевры с успехом выставляются и закупаются крупнейшими мировыми музеями — MoMa (Нью-Йорк, США), Музей Людвига (Кёльн, Германия), Фотомузей Винтертура (Швейцария), Музей истории г. Вены (Австрия), Русский музей (Россия) и многие другие. Направление в фотоискусстве, созданное А. Роденко подарило русской фотографии многих известных фотографов 30-х, таких как: Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Марк Альперт.

Московский Дом фотографии в течение 10 лет ежегодно проводил выставки Родченко, по кусочкам открывая его архив, сканирование негативов заняло 4 года. В 2004-м году Дом фотографии вручил Родченко премию за вклад в культуру — при жизни он не получил ни одной награды. Премия была передана наследникам Родченко, удивительной семье, которая работает как научно-исследовательский институт, и благодаря которой мы вообще сегодня имеем представление о русской фотографии 20–40-х годов. Наследники решили, что истратят премию на выпуск монографии о Родченко, презентация которой состоится на открытии выставки.

Русский авангард ХХ века — явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей и общей духовной ауры этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография. .. — все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, открывавшую принципиально новые пути развития.

Начало 1920-х годов — «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда — пусть на короткое время, пусть иллюзорно — возник резонанс между художественным и социальным экспериментом. Именно в это время, в 1924 году, Александр Родченко, уже сложившийся и известный художник, поставивший в центр своей эстетики лозунг «Мы обязаны экспериментировать», вторгается в фотографию. Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа. В фотографию вносится проектное мышление. Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций.

Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы (достаточно вспомнить его удивительные письма-сказки, которые он писал Варваре Степановой в первые годы их знакомства).

Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека. В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма. Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко — единственный, кто благодаря своим печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно.

Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство — это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики…».

Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, его внук Александр Лаврентьев и его семья — небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. А еще они посвятили эту жизнь сохранению наследия Александра Родченко и служению фотографии. Благодаря им работы Родченко заново узнал мир и его страна. Если бы не было этой семьи, возможно, не появился бы и первый фотографический музей в России — Московский Дом фотографии. В доме Родченко, вместе с семьей Родченко мы открывали и изучали историю русской фотографии, которую нельзя представить без Александра Родченко.

Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»

Как Родченко изменил подход к фотографии — Нож

Будучи убежденным художником конструктивизма, авангардного направления советского искусства 1920-х, Родченко пытался выявить максимум функциональности из каждого вида искусства. Вот и фотоснимки должны были стать массовыми хронографами. Запечатлеть актуальную современную историю, показать мир «утренними глазами» — вот к чему так стремился мастер, рассматривавший свою деятельность как фотодокументалистику.

Основной локацией для фотографа стала Москва. Но не та старая, которую так любили писать художники прошлого, а новая – с новостройками, вокзалами, заводами и фабриками.  Это не просто архитектурные постройки, но целая жизнь, переданная с помощью удачно поставленного кадра: «Снимать я начал с 1924. Техника захватила, и я начал эксперименты…».

Именно снимки 20-х годов считаются самыми авангардными и новаторскими.

Первая серия Родченко – «Дом на Мясницкой улице». Он воспользовался фотоаппаратом «Кодак», взяв пленку форматом 42:65 мм. Фотограф отказывается от статики, им движет динамичная композиция, которая заставляет искать неординарные ракурсы. Самый знаменитый снимок – с пожарной лестницей. Лаконичность и строгость композиции позволяет фокусироваться на линиях, которые уходят в бесконечность, превращаясь будто в полотно железной дороги. Сняв с низкого ракурса лестницу, Родченко фокусируется на дезориентации, которая станет узнаваемой чертой дальнейших серий. Как это объясняется? В фотографиях с глубокой перспективой и с неожиданным ракурсом нельзя определить верха или низа – то есть снимки можно поворачивать как угодно: от этого они не потеряют своей цельности.

Главная цель фотографий 20-х годов – это демонстрация эстетики нового урбанистического мира, с новым человеком, который поглощен движением. Снимки с предельно лаконичной композицией должны были выявить и подчеркнуть пространства города.

Еще одним знаменитым кадром становится «Лестница на Кропоткинской набережной» 1929 года. Родченко зацепил самый простой сюжет, но он смог его ухватить так, что нас, несомненно, притягивает к этому снимку. Фотограф создает будто отдельное энергетическое поле вокруг этой женщины с ребенком. Четкий ритм ступеней же будто определяет отдельное царство диагоналей, которое нужно преодолевать с неимоверным усилием. Родченко утверждал, что не только ракурс, но свет и тени способны кардинально преобразить ситуацию в кадре.

Помимо множества фотоснимков отдельных дворов, вокзалов и фабрик Москвы, а также кадров с прохожими, Родченко часто, как репортажный фотограф, концентрировал свое внимание и на отдельных объектах. Таковым стала знаменитая Шуховская башня. Мастер фокусируется в этой серии исключительно на конструкции, на снимках он пытается выявить уникальную инженерную мысль Шухова, пытаясь подчеркнуть красоту каркаса и материала.

В связи с этой серией уместно будет упомянуть воспоминания Родченко об Эйфелевой башне, с которой многие сравнивают Шуховскую:

«Я помню в Париже, когда в первый раз увидел Эйфелеву башню издали, мне она совершенно не понравилась. Но однажды я близко проезжал на автобусе, и когда, в окно увидел уходящие вверх, вправо и влево линии железа, и эти точки дали мне впечатление массива и конструкции».

— из поездки Родченко в Париж в 1925 году

Этот массив и пытался выявить Родченко в своих фотоснимках. И здесь, конечно же, не обойтись без еще одного метода фотографа – комбинаторность. То есть предоставления множества точек зрения на один и тот же объект, максимальное приближение или отдаление, смена положения в кадре, а также вновь и вновь использование разнообразных ракурсов.

Именно в 20-е годы Родченко создает знаменитые фотопортреты своих друзей и знакомых. Помимо знаменитых фотографий с Лилей и Осипом Брик, которые лягут в основу его знаменитых фотомонтажей и плакатов, стоит назвать и проникновенные кадры с Маяковским и матерью фотографа. В этих экспериментах он как раз отходит от конструктивистских воззрений. Он хочет запечатлеть особый творческий мир с главными его героями.

Естественно, что свои умения Родченко хотел передать молодым фотографам. Поэтому вместе с еще одним знаменитым мастером в этой сфере Борисом Игнатовичем в 1928 году они формируют группу «Октябрь», куда набирает как любителей, так и уже успешных фотографов. Родченко ценил эту группу как важное экспериментально-творческое объединение. Они позиционировали себя как свободная группировка, никак не связанная с политической обстановкой.

Манифестом группы стал лозунг «Искать новые формы!». А уже известный прием ракурса, головокружительные точки, «косина» (наклон горизонта), лаконичная композиция и глубокая перспектива становятся основными методами для фотографов, которых Родченко призывал отображать социальную действительность.

Сам фотограф в 30-е годы сильно пострадал от шквала критики, которая посыпалась на него: его обвиняли в формализме и подражательстве западным фотографам. Родченко пришлось уйти в репортажную съемку, где большее внимание уделялось именно человеку, а не конструкциям. Он писал: «Это не значит, что я отказываюсь от смелости и новаторства, но иная сейчас должна быть смелость, иные искания». В 30-е годы на смену экспериментальной съемки приходит тема движения, отображенная в множестве парадов и спортивных мероприятиях.

Итогом его фотографической деятельности 20-х годов стало расширение сознаний будущих фотографов, которых он учил мыслить нестандартно. Отображая настоящую жизнь со всей ее простотой, Родченко хотел поражать и удивлять. Самое главное его достояние – это разрушение бывших канонов фотографии. Теперь снимок не создавался по правилам «картины», а выходил в самостоятельное плавание с собственными мотивами, композиционными приемами и ракурсами.

Присоединиться к клубу

Московская школа фотографии и мультимедиа имени Александра Родченко

Высшее образование онлайн

Федеральный проект дистанционного образования.

Я б в нефтяники пошел!

Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

Александр Родченко | Фотография и биография

Александр Родченко — русский скульптор, график, художник и фотограф, живший с 1891 по 1956 год. Он был одним из основоположников дизайна в России и конструктивизма. После русской революции он был среди разносторонних художников-продуктивистов и конструктивистов, появившихся на свет. Прежде чем заняться фотографией и фотомонтажом, Родченко работал графиком и художником.

Родченко родился в семье рабочего в Санкт-Петербурге.Петербург. Хотя у него не было опыта в мире искусства, Родченко решил, что именно этим он хочет стать – художником. Его вдохновением были журналы по искусству, которые были доступны ему в ранние годы. В 1910 году учился в Казанском художественном училище у Георгия Медведева и Николая Фешина . Через пять лет он все еще получал художественное образование в московском Строгановском институте . В это время он начал создавать свои первоначальные абстрактные наброски.Его рисунки находились под влиянием Супрематизма Казимира Малевича . В 1916 году работа Родченко была включена в экспозицию Владимира Татлина . На его творчество также повлияли художественные движения, такие как Futurism и Cubism . Родченко стал одним из ведущих художников русского авангарда. Помимо того, что он был художником, он был скульптором, а также создавал плакаты для заводов, предприятий и кинотеатров.

В течение двух лет, начиная с 1922 года, Родченко все больше увлекался фотомонтажом, который он использовал для оформления книг и изготовления плакатов.Для своих монтажей он использовал уже существующие материалы и изображения. Он известен своим монтажом Pro eto , стихотворения Владимира Маяковского . Однако в 1924 году, когда он совершенно не смог найти соответствующие существующие изображения, ему пришлось использовать сделанные им. Таким образом, он понял, что фотография — лучший подход. По его мнению, фотографии можно делать с любого положения, ракурса и угла. Следовательно, фотография хорошо соответствовала динамичному человеческому глазу.

До 1928 года Александр Родченко не только делал портреты Маяковского или сотрудничал с ним, но и делал макеты и рисунки в этой технике для конструктивистских художественных журналов, таких как Новый ЛЕФ, и ЛЕФ. Его фотографии использовались в качестве обложек или размещались внутри этих печатных журналов. Образы Родченко были лишены лишних деталей.

Его подход к фотографии сильно отличался от того, как другие фотографировали в то время. Александр Родченко использовал необычные и смелые ракурсы, чтобы освободить практику фотографии от общепринятых стандартов. В 1928 году он написал « способов современной фотографии», в декларативной форме. В 1927 году Родченко бросил живопись, чтобы полностью погрузиться в область фотографии.Через год он купил себе камеру Leica , так как с ней было легко работать и ее операции были быстрее. Эта камера облегчила ему просмотр объектов с разных точек зрения и из необычных положений. Это также позволило ему зафиксировать непредвиденные детали просмотров.

Некоторые элементы были интегрированы в его фотокомпозиции, такие как лестницы, сетки и провода, потому что Родченко любил использовать такие грани. Они превратили его композиции в конструктивистские и абстрактные структуры линий. Наиболее известные примеры таких работ: Девушка с Leica , 1934 и Лестница , 1930.

Организация кинематографического и фотоискусства того времени называлась просто, Октябрь . Это была самая значительная группа того времени, и в 1930 году Родченко стал ее соучредителем.

В 1930-х годах он сосредоточился на фотографии в спортивном ритме, парадах и хореографии действий и движений. В 1931 году его исключили из Октябрьского общества художников.В это же десятилетие Родченко вернулся к живописи, а в 1942 году прекратил свое фотографическое предприятие. Тем не менее, он организовывал фоторетроспективы.

Александр Родченко Фото

Александр Родченко Фотограф | All About Photo


Родившийся в Санкт-Петербурге 23 ноября 1891 года, Александр Родченко был одним из самых эклектичных художников, вышедших из русской революции. Скульптор, живописец, фотограф и графический дизайнер, он является основателем движения «русский конструктивист», а также оказал большое влияние на фотографию и русский дизайн. В 1907 году, после смерти отца, его семья переехала в Казань. В 1910 году он поступил в Казанское художественное училище, где познакомился со своей будущей женой Варварой Степановой. В 1914 году он переехал в Москву, где некоторое время занимался художественным образованием в Строгановском институте. В 1915 году с помощью циркуля и линейки он создал свои первые геометрические черно-белые рисунки. В 1916 году Александр Родченко, представленный Tatline архитектором Виктором Весниным, представит свои рисунки на выставке «Магазин» вместе с художниками Любовью Поповой, Александром Экстером и Иваном Клиуне.На творчество Александра Родченко оказали влияние новаторские художники-кубисты и футуристы.

В 1917 году он применил свои исследования футуризма к предметам повседневной жизни и спроектировал светильники для «Pittoresque Café», газетных киосков, зданий и т. д. Именно в это время он основал левое крыло «Синдикат художников». После русской революции, как и большинство русских художников-авангардистов, он станет членом нескольких официальных школ (Пролеткоульт, Вхоутемас), где станет учителем.

В 1919 году он представит свои картины «черное на черном» в ответ на серию Малевича «Белое на белом».Также в то время он начал экспериментировать с коллажами и фотомонтажами. В 1921 году он принимал участие в различных выставках, одна из которых называлась «5х5=25», где представил Монохромный триптих. Каждое полотно представлено основным цветом: красным, желтым и синим. По окончании выставки он подписал «Манифест производительности», чтобы отказаться от станковой живописи и сосредоточиться на предметах повседневной жизни. В том же году, в марте, в Институте Инхоук было создано движение «Конструктивист». Инициированный художниками, критиками и теоретиками, его целью было проведение «конкретных экспериментов в реальном мире».

С 1922 года он начал заниматься графическим дизайном для фильмов, книг и политических рекламных щитов. В 1923 году он начал сотрудничать с различными редакторами и до 1925 года иллюстрировал обложку конструктивистского журнала ЛЕФ. Под влиянием немецких дадаистских фотомонтажей Родченко начал экспериментировать с фотографиями в 1923 году. Его первый фотомонтаж иллюстрировал стихотворение Маяковского «Об этом». С 1924 года он сосредоточился на фотографии. Он начал экспериментировать с новыми композициями и техниками.В его работах подчеркивалось положение и движение объекта в пространстве в сочетании с диагональным кадрированием. Он также создал множество портретов.

В 1925 году отвечал за советский павильон на «Международной ярмарке промышленного и современного искусства» в Париже. В 1933 году российский журнал «СССР на стройке» поручил ему сфотографировать строительство канала Балтийского моря. С 1934 по 1939 год Родченко и Степанова выпустили несколько фотоальбомов: «Пятнадцать лет советского кино, советская авиация, десять лет Узбекистана». «.Во время Второй мировой войны, как и другие художники, он бежал из Москвы и укрылся в Пермском крае, где будет производить патриотические афиши.

Родченко Картины, Био, Идеи | TheArtStory

Резюме Александра Родченко

Александр Родченко, пожалуй, самый важный художник-авангардист, поставивший свое искусство на службу политической революции. В этом отношении его карьера является образцом столкновения современного искусства и радикальной политики. Он появился как довольно традиционный художник, но его встречи с русскими футуристами побудили его стать влиятельным основателем конструктивистского движения.И его приверженность русской революции впоследствии побудила его отказаться сначала от живописи, а затем и от изобразительного искусства в целом, и вместо этого поставить свои навыки на службу промышленности и государству, создавая все, от рекламы до обложек книг. Работа всей его жизни была непрерывным экспериментом с необычайным набором средств массовой информации, от живописи и скульптуры до графического дизайна и фотографии. Однако позже в его карьере все более репрессивная политика, направленная против современных художников в России, заставила его вернуться к живописи.

Достижения

  • Искусство и мысль Родченко в 1910-е годы развивались чрезвычайно быстро. Он начинал как эстет, вдохновленный художниками в стиле модерн, такими как Обри Бердслей. Позже он стал футуристом. Он переварил творчество Владимира Татлина и супрематизм Казимира Малевича. К концу десятилетия он был пионером конструктивизма. Это экспериментальное исследование элементов изобразительного и скульптурного искусства привело к созданию чисто абстрактных произведений искусства, в которых выделяются компоненты каждого изображения — линия, форма, пространство, цвет, поверхность, текстура и физическая опора произведения.Конструктивизм поощрял новое внимание к осязаемым и материальным аспектам искусства, а его экспериментальный дух поощрялся верой в то, что искусство должно соответствовать революционным преобразованиям, происходящим в то время в российской политике и обществе.
  • Приверженность Родченко ценностям революции побудила его отказаться от живописи в 1921 году. Он принял более функциональный взгляд на искусство и художника и начал сотрудничать с поэтом Владимиром Маяковским в серии рекламных кампаний.Их работа не только ввела современный дизайн в российскую рекламу, но и попыталась продать ценности революции вместе с продвигаемыми продуктами. Этот особый союз современного дизайна, политики и коммерции время от времени вдохновлял рекламодателей на Западе после падения Берлинской стены.
  • Фотография была важна для Родченко в 1920-е годы в его попытке найти новые средства массовой информации, более подходящие для его цели служения революции. Сначала он рассматривал его как источник ранее существовавших изображений, используя его в монтаже изображений и текста, но позже он сам начал фотографировать и развил эстетику нетрадиционных ракурсов, резко обрезанных композиций и резких контрастов света и тени.Его работа как в фотомонтаже, так и в фотографии в конечном итоге внесла важный вклад в европейскую фотографию 1920-х годов.

Биография Александра Родченко

Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге, Россия, в семье рабочего. Его отец, Михаил Родченко, был театральным реквизитором, а мать, Ольга, прачкой. Социальный статус семьи не давал особых возможностей для художественного воспитания талантливого Александра. До сих пор неясно, какое образование (если оно вообще было) Родченко мог получить в детстве.Семья переехала в город Казань в 1905 году. Через два года Михаил скончался, но они смогли выделить часть скудных средств семьи на образование Александра.

Александр Родченко | АРТПИЛ

Александр Родченко (русский, 1891–1956) был влиятельным представителем русского авангарда и основателем конструктивистского движения. Работая художником, скульптором, фотографом и графическим дизайнером, на протяжении всей своей карьеры он продолжал экспериментировать с новыми медиа, расширять границы дизайна и устанавливать новую эстетику.Первоначально художник, он учился сначала в Казанской художественной школе с 1910 по 1914 год, а затем в Строгоновском институте в Москве, где на него повлияло творчество Малевича. Однако в конце концов он отказался от этого средства, после того как в 1921 году создал серию монохромных изображений в основных цветах, утверждая, что он довел живопись до логического завершения и что она больше не служит цели в современной жизни.

Родченко верил в ценность искусства в повседневной жизни и, как член группы Продуктивистов, сосредоточился на производстве более популистских средств массовой информации, таких как плакаты, книги и фильмы, которые он часто использовал для продвижения большевистских политических идеалов.Фотография стала центральным направлением его работы, особенно фотомонтаж, и его работы появились в ряде советских газет и журналов. Он пользовался широким успехом и славой, а его принципы дизайна применялись даже к предметам повседневного обихода, таким как одежда и мебель.

Несмотря на свою раннюю популярность в советском правительстве, к 1930-м годам власть уже не пользовалась благосклонностью Родченко. Когда к власти пришел Сталин, соцреализм стал доминирующей эстетикой эпохи, а формалистические идеалы Родченко считались еретическими.Он смог продолжить работу фотографом, хотя и в более ограниченной профессиональной сфере, и вернулся к абстрактной живописи в 1940-х годах, несмотря на официальную санкцию правительства.

Родченко умер в 1956 году в возрасте 64 лет в Москве. Его наследие оказало длительное влияние на некоторые из наиболее важных художественных новшеств 20-го века, в частности, на монохром и минимализм.

[Артнет]

УЧИТЬСЯ У МАСТЕРОВ: Александр Родченко

Крупный план матери РОДЧЕНКО

Александра Родченко, мастера-фотографа (почти неизвестного на Западе), который внес новшества в дизайн, искусство и фотографию.

УЧИТЕСЬ У МАСТЕРОВ ФОТОГРАФИИ

Почему Родченко?

Во-первых, я помню, как увидел некоторые работы Родченко на выставке в Венеции примерно в 2012 году. Я был поражен его новаторством в композиции, перспективе (вверху и внизу) и сильными графическими элементами в его работах.

Недавно у меня возникло желание изучить его работы, так как я интересовался графическим дизайном.

1. Родченко о перспективе и точке зрения

Фото Родченко.Обратите внимание на его низкий ракурс на девушку, он делает ее более мощной.

«Нужно сделать несколько разных снимков предмета, с разных точек зрения и в разных ситуациях, как если бы вы рассматривали его кругом, а не смотрели снова и снова в одну и ту же замочную скважину». – Родченко

Когда мы изучаем работы Родченко, изучаем, как он становится СУПЕР НИЗКИМ и СУПЕР ВЫСОКИМ в своих перспективах, и как это делает его работы намного более увлекательными.

Родченко, Высокий угол взгляда вниз.

Я так понимаю, он снимал большую часть своих вещей как раз на пленку Leica. Это помогло ему оставаться гибким, экспериментировать и вводить новшества. Обратите внимание, что он стрелял в 1920-е годы.

Задание 1: Забирайтесь на здания и стреляйте, глядя вниз. РЕНЕ БУРРИ сделал это хорошо.

Задание 2: Снимайте со сверхнизкого ракурса. Используйте ЖК-экран на камере или лягте на спину и снимайте вверх.

2. Машины

«Современный город с его многоэтажными домами, заводами, фабриками […], всем этим […] во многом изменил психологию традиционного восприятия. Кажется, что только камера способна проиллюстрировать современную жизнь». – Родченко

Я люблю очень-очень графические, смелые фотографии Родченко… когда они сосредоточены на технике.

Для меня это интересно, потому что показывает, насколько БРУТАЛЬНЫ машины на людях.

Для себя я вижу людей как часть машин в колесе промышленности. Это делает нас менее человечными… что-то вроде того, что сказал Карл Маркс, говоря, что люди просто «придаток машины».

Задание 3: Стреляйте в машины, механизмы, компьютеры… и постарайтесь сделать вывод о том, как это влияет на людей (хорошо или плохо).Сделайте социальный комментарий о машинах и человеке.

3. Смотрите на обычные вещи… иначе.

«Мы должны революционизировать наше оптическое восприятие. Мы должны снять пелену с наших глаз».

Великий фотограф смотрит на обычные предметы и делает их необычными.

4. Создайте визуальные противоречия

«Противоречия взглядов. Контрасты света. Контрасты формы. Точки зрения, которых невозможно достичь в рисовании и живописи.Ракурсы с сильным искажением предметов, с грубой обработкой материи. Совершенно новые, невиданные прежде мгновения… композиции, смелость которых превосходит воображение художников… Затем – создание тех мгновений, которых не существует, придуманных с помощью фотомонтажа. Отрицательное передает совершенно новые стимулы разумному уму и глазу».

5. Социальное назначение фотографии

Родченко был одним из основных инициаторов «конструктивистского» движения, которое считало искусство общественным. Не искусство ради искусства. Это имеет смысл, особенно во время революционной России.

6. Ваш долг как художника и фотографа — ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ!

«Наш долг — экспериментировать».


УЧИТЕСЬ У МАСТЕРОВ ФОТОГРАФИИ

Родченко: Фотография 1924-1954 гг.

— Ivorypress

Это самый полный том, изданный за пределами России, в котором представлены фотоработы Александра Родченко, одного из величайших художников бывшего Советского Союза.В него Александр Лаврентьев, внук фотографа, включил более 400 снимков, воспроизведенных под широкой категориальной структурой, позволяющей читателю получить представление о творчестве Родченко. Что наиболее ярко проявляется в содержании и форме этих фотографий, так это стремление художника изобразить образ целенаправленной индивидуальности и идеализированного отношения человечества к строящемуся в Советском Союзе миру. Отдельные портреты обычно содержат прием, такой как отражение, или захватывают какое-то движение, которое стирает стандартный стиль западной портретной живописи.Здания, даже деревья, фотографируются, чтобы привлечь внимание к пространству, которое они занимают, а не для изображения живописных пейзажей. Фотографии потрясающе оригинальны. – Этот текст относится к вышедшему из печати или недоступному изданию этого названия.

Русский художник-конструктивист Родченко (1891-1956), известный своими авангардными картинами, коллажами, графикой, скульптурой и сценографией, занялся фотографией в 1924 году и приступил к преобразованию техники своими динамичными композициями, изобретательным использованием фотомонтажа и радикальным эксперименты с ракурсом.В этой обширной монографии искусствовед Лаврентьев, внук художника, представляет более 400 фотографий Родченко, большинство из которых черно-белые, и обсуждает жизнь, эстетику и методы работы художника. Его текст на английском, немецком и французском языках ясен и проницателен. Это внушительный объем. Здесь есть и откровенно честные портреты жены художника, друзей и коллег-художников, и безрадостные сцены из жизни бывшего Советского Союза с его мрачными улицами, уродливыми промышленными зданиями, официальными спортивными мероприятиями и мрачными военными парадами.Мощные фотографии, отличающиеся использованием художником экстремальных ракурсов, часто искажающих фигуры до гротеска, говорят о мире, в котором жил Родченко.
Copyright 1996 Reed Business Information, Inc. – Этот текст относится к распроданной или недоступной редакции данного названия.

Делать странно | Книги | The Guardian

Я начну с красивой пары очков и закончу парой очков. Даже если вы никогда не слышали имя Александра Родченко, вы можете хорошо знать его образ Осипа Брика 1924 года, мужа Лили Брик, которая была любовницей поэта Маяковского.Осип Брик был соучредителем ЛЕФ — журнала, аббревиатура которого расшифровывается как Левый фронт искусства. Знаковое изображение Родченко показывает эти три буквы кириллицы в одной линзе очков Брика. Однажды увиденный, никогда не забываемый. Это яркий образец агитпропа — пропаганда журнала Брика и показатель его преданного левого видения. Это также подрывно — как и следовало ожидать от человека, чье собственное чувство художественной самооценки было неотделимо от объектива. По сути, Брик, фигура авангарда, слеп на один глаз.Обратной стороной героического исторического видения является культурная слепота, узость, конформизм. Образ Родченко заключает в себе и то, и другое — поразительно, печально. Брик преследовался советскими властями в течение 30-х годов. В 1930 году Маяковский покончил жизнь самоубийством. Родченко был исключен в 1931 году из Октябрьского кружка художников по обвинению в «формализме». Я думаю, он мог это предвидеть.

В 1878 году фотография была звездой. В 1878 году фотограф Эдвард Мейбридж снял серию «Лошадь в движении», которая продемонстрировала, что художники — такие великие художники, как Дега, — ошибались.Окончательный успех «Лошади в движении» положил начало дальнейшим (полупохотливым) сериям бегущих и прыгающих обнаженных женщин и мужчин — просто на тот случай, если у нас возникнут какие-либо сомнения относительно того, как эти локомотивные физические задачи выполнялись мужчинами, обремененными только тайным сексом и иногда даже не это. Фотография, казалось, окончательно заменила живопись как средство точного изображения реальности. Если вашей целью был мимесис, фотография была идеальным методом. На самом деле, если Дэвид Хокни прав в своей книге «Тайное знание» — а, забудьте о сентиментальных искусствоведах, он прав, — на протяжении поколений художники тайно использовали фотографический предшественник, камеру-обскуру, как вспомогательное средство для рисования.

Однако эти художники обнаружили, что фотографическое изображение является полезным ориентиром для определения пропорций и размеров, но скудно в деталях. Рисовальщик, такой как Энгр, был вынужден дополнить свой образ информацией, полученной путем прямого «взгляда» на натурщика. Большая глубина резкости, обеспечиваемая фотопластинкой 19-го века, и длительная выдержка давали лишь временное решение. Вскоре стало очевидным превосходство невооруженного глаза. Он видел больше. Он видел в синемаскопе — характеристика, которую функция «панорама» современных камер призвана приблизить, — и видел квазимикроскопически в интимном крупном плане.Глаз варифокальный. Камера не та. Если в фокусе окажется обтрепанная манжета расширенного рукава, то лица владельца рукава не будет. Фотограф выбирает между передним планом и фоном. Фильм тоже выбирает, и даже фокус-пуллер не может выбрать и то, и другое сразу. Не успела фотография вытеснить живопись, как обнаружились ее ограничения. Это прекрасный пример «Железного закона славы», сформулированного Луи Менандом в «Нью-Йоркере» в 1997 году, «закона трехлетнего срока»: «Этот закон гласит, что слава не может длиться более трех лет. годы.За нарушение этого закона нет наказания по той простой причине, что он нерушим». Да, я знаю, и Менанд тоже знает очевидное возражение: «Однажды звезда, конечно, всегда звезда — и в этом проблема. . Ибо славу не следует путать с тем, чтобы быть звездой. . . Звезда — это период неизбежности, время, когда все работает так, что вы думаете, что так будет всегда».Фотоматериалы, представленные в ходе расследования. Но вечеринка почти закончилась. Этимология названия «фотография» означает «рисование светом» — но само отличие фотографии от рисунка в том, что фотография, в конце концов, механична.

К 1880 году все было готово. «Строки в фотоальбоме юной леди» Ларкина только и ждали, чтобы выразить де-факто склонение важности словами. Заголовок Ларкина, попахивающий анахронизмом, указывает на то, что в XIX веке приговор уже был вынесен и он просто ждал, пока Ларкин откашливается и признает фотографию виновной — в прозаичности, вводящем в заблуждение буквализме: «Но, о, фотография Как нет искусства, / Верного и разочаровывающего! Которое записывает / Скучные дни как скучные, и удерживает-оно улыбается, как мошенничество, / И не подвергает цензуре пороки / Как бельевые веревки и доски Холла-Дистемпер .. Суть в том, что фотография не есть искусство, терпеливо и инертно ждала с 1880 года, когда Железный Закон Звездности постановил, что фотография не является неизбежной. нервно хвастающееся кредо от 31 октября 1934 г. «Фотография есть искусство»: «От второстепенного и подражающего офорту, живописи или ковру» — это не неверный перевод: ковры были предметами искусства; Горький показывал свою коллекцию Анне Ахматовой — «фотография вырвался на свободу и пошел своим путем. . . Она растет и утверждает свое право на такое же уважение, как и живопись». Каковы доводы Родченко в пользу равенства? От коммуниста следует ожидать, что фотография «необходима и доступна» — доступна как доступная техника и что-то легко читаемое

Другие выдвинутые аргументы — композиции, «оставляющие позади Рубенса», откровение «неизвестного» (т.е. недокументированного) — можно опровергнуть примером: как «ракурс, который был бы невозможен в рисунках или картинах».Это правда, что некоторые из самых блестящих фотографий Родченко основаны на радикальном смещении точки зрения, хотя и не столь радикальном, как непостоянная точка зрения кубизма, которая привносит скульптурные, объемные ценности в двухмерность живописи. Два примера: «Пионер-трубач» (1930) и «У телефона» (1928). В первом нам показывают трубача из-под подбородка. Труба обрезана, поэтому мы видим только мундштук и медную подкову. Картинка повернута влево примерно на 10 градусов от ожидаемой нормы по вертикали.Композиционно он тихо, тонко перекликается: ноздри трубача, непосредственно над мундштуком, почти в точности повторяют мундштук. Линия его правого уха воспроизведена в перевернутом виде на воротнике его мундира. Подкова инструмента содержит металлическую петлю, которая зеркально отражается в темных глазах. Женщина у настенного телефона снята сверху, в драматическом ракурсе, она держит устрашающий черный бакелитовый экзоскелет и говорит в перископ. Композиция включает в себя остранение.То не видишь, то видишь.

Российские формалисты, в том числе и Виктор Шкловский, сфотографировавшийся с Родченко, назвали этот прием остранением — или деланием странным. Один из лучших примеров в литературе — начало «Короля, ферзя, валета» Набокова, прекрасно описывающее пример житейского сюрреализма — ощущение того, что вокзал отходит от поезда: «Огромная черная стрелка часов еще покоится, но идет смысл делать свой ежеминутный жест, этот упругий толчок приведет в движение целый мир.Циферблат медленно отвернется, полный отчаяния, презрения и скуки, когда одна за другой начнут проходить железные столбы, унося свод вокзала, как пресные атланты; перрон начнет двигаться мимо, унося в неизвестность окурки, использованные билеты, блики солнца и слюну. . . И так, живо, неопровержимо, на — tour de force, заставляющее пересмотреть действительность. Столь же странно сделан телефон Родченко.

Но, конечно, ничего нового здесь нет.Рассмотрим картину Дега «Сгорбленная танцовщица, вид сзади», примерно 1877–1878 гг., рисунок маслом на выцветшей розовой бумаге, посвященный «mon ami Mathey». Правая часть рисунка заполнена задницей балерины — непослушная солома, угловатый гриб нижних юбок, жесткий колючий тюль, блестяще схваченный изголодавшейся кистью Дега. Никаких рук не видно. Торса тоже нет. Это все задница. Голова танцовщицы представляет собой более темный овал в правом верхнем углу юбки. Неряшливая форма пачки, композиционная загадка, быстро расшифровывается и читается.Сначала это может быть ошибка, или кто-то просто пробует цвет, чтобы посмотреть, как он выглядит. Он выглядит несобранным, некрасивым, неоформленным, массой грубых мазков.

В Музее Родена есть рисунок (графит на бумаге, 1900 г.) человека, согнувшегося назад — вид спереди, все ноги и колени — как прыгун в высоту, выполняющий прыжок Фосбери, который после Олимпийских игр 1968 г. заменила технику стрэддла, которая, в свою очередь, вытеснила ножницы. В верхней части рисунка вы видите фаллос, расположенный справа от зрителя, обмякший, как прядь волос.Верхняя часть тела невидима. В середине слева есть намек на голову, этиолированную так же, как голова сутулой танцовщицы Дега. Наше удовольствие — это удовольствие завершения, подобного завершению эпического сравнения, — поскольку изначально неопределенное разрешается само собой.

Другими словами, фотография не опережает искусство. Это догоняет. Это подражание картине Эгона Шиле «Обнаженная в синих чулках, наклонившихся вперед» (1912, бумага, карандаш, гуашь, Музей Леопольда, Вена), в которой копчик является вершиной картины.Поза сложена сама по себе, своего рода ироническая композиционная скромность, показывая только один потертый ботинок внизу справа и три кратких цитаты о синем чулке — кривая игра слов в этой чувственной работе, которая вся состоит из спины и позвонков.

Как только живопись успешно подтвердила свое превосходство, кино стало еще одной угрозой. Поначалу, конечно, столь же чувствительно к обвинениям в бесхитростности относилось и кино. Первые авторы, такие как Эйзенштейн и Дзига Вертов, старались скомпоновать свои кадры, а не просто наводить камеру.(Вы можете понять, почему Фрэнсиса Бэкона позже привлекли кадры из Эйзенштейна, такие как истекающая кровью медсестра в очках на одесской лестнице в «Потемкине».) Фотография Родченко быстро усваивает композиционные возможности Эйзенштейна и Вертова. Очевидным примером является «Лестница» (1930), где женщина — чуть смещенная от центра, отвесно по вертикальной оси — несет ребенка вверх по каменным ступеням с крутым, резким уклоном сверху вниз справа. Лишь сужающаяся перспектива ступеней говорит зрителю, что это не венский югендстиль — нарочито плоская декоративная поверхность, перерезанная, как на картине Климта, человеческим телом.

Позже, когда кино закрепилось и наслаждалось своими тремя годами славы, фотография чувствовала себя вынужденной следовать за ней. Зависть фотографа Филиппа Халсмана к кинематографу очевидна в его китчевом черепе, состоящем из обнаженных женщин — как в мюзикле Басби Беркли, отчаянно ищущем изощренности. Халсман был очарован движением: как известно, он сфотографировал Мэрилин Монро, прыгающую босиком для Life, а затем герцог и герцогиня Виндзорские в воздухе. Другие знаменитости подхватили идею Халсмана, которую он объяснил теорией «джампологии»: когда знаменитостей просили прыгнуть, они забывали о том, что они знаменитости, и раскрывали больше своего неосторожного «я».На самом деле, «Jumpology» — это форма кинематографического подражания, как и упражнения Халсмана в фотомонтаже, такие как Dalí Atomicus, где Дали движется, кошки летят, брошенная вода находится в середине траектории, а стул парит в воздухе. Все это примеры фотографий, которые хотели бы стать кинофильмами, когда вырастут. Сравните хвастовство Родченко в 1934 году: «Не говоря уже о двойном экспонировании (или, говоря кинематографическим термином, растворении)…»

На самом деле фотографии Родченко настолько взрослые, насколько это возможно.Если вы ищете очевидную композицию, его снимки массовых гимнасток используют естественный рисунок. Стэнли Спенсер, изображая солдат времен Первой мировой войны, готовящих пищу на сковородках для Мемориальной часовни Сандхема в Бурклере, говорил о своей композиции как облигато из ломтиков бекона. Однако уместно сравнение не со Спенсер, а с Лени Рифеншталь и ее драматическими повторами. (По крайней мере, Родченко не придется столкнуться с обвинениями в фашизме, выдвинутыми Сьюзен Зонтаг против фотографий Рифеншталь, воспевающих красоту нубийцев.То, как Родченко фотографирует коммунистическую физическую культуру, — это не прославление. Это эстетизация забвения, достигнутого паттерном. Образец важнее, чем национальная доблесть.) Есть замечательная фотография, Scierie: Planks of Wood (1931), которая размещена вокруг единого формального шаблона, созданного раздвинутыми ногами рабочих. Переносимая древесина ведет взгляд от центра к левому верхнему углу. Уложенные друг на друга доски справа несут взгляд от центра вправо.Все идет своим путем.

Насколько хорош Родченко? Самая известная его фотография — «Мать художника» (1924).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.