Эд рушеи: Эд Рушей — Look At Me

Содержание

Эд Рушей — Look At Me

В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, режиссёрах, музыкантах и других представителях творческих профессий, которым удалось создать узнаваемый стиль и ощутимо повлиять на современную культуру. На этой неделе речь пойдёт об американском художнике Эде Рушее, «текстовая живопись» которого повлияла не только на многих современных художников, но и на графических дизайнеров.

 

 

 

Эдвард Рушей

Edward Ruscha

1937, Омаха (Небраска), США

Американский художник

 

 

 Ранние годы и путешествие

Несмотря на то что сейчас Эд Рушей и его творчество кажутся неотъемлемой частью мифологии Лос-Анджелеса, будущий художник вырос вовсе не в Калифорнии. Он родился в Омахе, штат Небраска. Отец не поддерживал его желание заниматься творчеством, хотя Эдвард с детства хотел быть мультипликатором. Мать, правда, была на его стороне: в 1960 году вместе с ней и сестрой Эдвард поехал в Европу, чтобы познакомиться с культурой Старого Света. Правда, искусство прошлых веков ему не понравилось, и единственной картиной, которая действительно впечатлила художника, была «Офелия» Джона Эверетта Милле. Конечно, работы Рушея бесконечно далеки от живописи прерафаэлитов, но он часто использовал такие же композиционные приёмы, как и Милле. Например, картина Los Angeles County Museum on Fire похожа на «Офелию», потому что оба художника смотрят на изображаемый объект сверху. Кроме того, и Офелия, и музей, расположены на холсте по диагонали.

«Los Angeles County Museum on Fire»

 

 

Лос-Анджелес и первые работы

В 1956 году Рушей переехал в Лос-Анджелес, чтобы изучать графический дизайн в Chouinard Art Institute. Одним из преподавателей у него был абстрактный экспрессионист Эмерсон Волффер, однако это направление в живописи, ставшее популярным в конце 1950-х, не нравилось будущему художнику. Также он разочаровался и в графическом дизайне — после окончания института он устроился в рекламное агентство, но быстро уволился.

Рушей пробовал по-разному рисовать и сами фразы — он использовал кровь, кофе, соки и вино.

Рушей понял, чем он действительно хочет заниматься, когда увидел репродукцию картины Джаспера Джонса Target with Four Faces, которая была так не похожа на полотна абстрактного экспрессионизма. Бросив графический дизайн, он начал заниматься живописью, совсем не похожей на работы художников его времени. Начав с изображения ёмких слов и выражений (например, OOF) на цветном фоне, позже он по-разному совершенствовал выбранный «формат». Художник добавлял различные повседневные предметы, экспериментировал со шрифтами и материалами, а также фоном: например, одна из его самых известных серий — это картины с белыми словами и фразами на фоне фотореалистично изображённых гор. 

 

 

Книги фотографий


и графический дизайн

Работы Рушея повлияли не только на многих художников-концептуалистов, которые стали использовать слова в своих работах, но и на графических дизайнеров.

Он много экспериментировал со шрифтами и использовал не только существующие гарнитуры (например, Frankfurter для картины Spam или Stymie Bold для Honk), но и изобретал собственные. Например, он придумал сложный шрифт для серии рисунков, которые были сделаны в конце 1960-х.

Вместо карандаша Рушей использовал порох — заменив им графит, он по-прежнему изображал слова, но они были составлены из «лент» и выглядели трёхмерными.

Помимо работы со шрифтами он занимался и созданием и оформлением книг. В 1962 году была издана первая книга Рушея. Во время долгих поездок к родителям в Оклахому он сфотографировал десятки обычных автозаправочных станций, затем выбрал 26 снимков и издал книгу небольшим тиражом. Потом вышло ещё множество книг, каталогизирующих некие простые объекты. Например, в 1966 году Рушей создал книгу, которая состояла из фотографий всех зданий на Сансет Стрип. Сейчас фотографии Лос-Анджелеса, сделанные художником, выставляются в The Getty Center — по архиву Рушея можно проследить, как менялась архитектура Лос-Анджелеса на протяжении 1960-х и 1970-х.

 

 

Голливуд и признание

С 1965 по 1985 гг. Рушей работал в студии на Western Avenue, из окна которой была видна огромная надпись Hollywood —  её он изобразил на многих своих картинах. Ещё одна картина художника, связанная с Голливудом, — это огромное изображение логотипа кинокомпании 20th Century Fox (полотно называется Large Trademark with Eight Spotlights). В отличие от многих лос-анджелесских художников, Рушей не относится к Голливуду враждебно, а его работы коллекционирует актёр Стив Мартин.

Коммерческий успех пришёл к нему сравнительно недавно. В 1970-х его представляла галерея знаменитого коллекционера и арт-дилера Лео Кастелли, но работы Рушея плохо продавались. Первая успешная выставка художника состоялась в 1986 году — тогда почти все работы, выставленные в нью-йоркской Robert Miller Gallery, были проданы. Сейчас Рушея представляет одна из самых крупных в мире галерей — галерея Ларри Гагосяна. В 2009 году его картина I think I’ll вошла в коллекцию Белого дома, а в 2013-м журнал TIME включил Рушея в список 100 самых влиятельных людей мира.

 

 

Эд Рушей: Таймлайн

1956-60

Рушей переезжает в Лос-Анджелес и начинает изучать графический дизайн в Chouinard Art Institute.

1961

Художник путешествует по Европе и впервые видит «Офелию» Милле.

1962

Выходит первая арт-книга Twentysix Gasoline Stations

1962

Открывается выставка New Painting of Common Objects в Pasadena Art Museum. Помимо Рушея в ней участвует Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн. Поп-арт оформляется как самостоятельное течение, но работы Рушея часто относят также к концептуализму.

1966

Выходит ещё одна знаменитая арт-книга Рушея Every Building on the Sunset Strip.

1970

Художник представляет США на Венецианской биеннале.

1982

Открывается первая ретроспектива художника в San Francisco Museum of Modern Art.

2009

Картину I Think I’ll приобретает Белый дом.

Журнал TIME включает Рушея в список 100 самых влиятельных людей.

 

 

 

Влияние Эда Рушея

 

 

 

 

Художники-концептуалисты

Живопись и фотографии Эда Рушея повлияли на многих художников-концептуалистов. Например, в 1969 году Брюс Науман создал книгу Burning Small Fires. Для неё он сфотографировал, как горит книга Эда Рушея Various Small Fires and Milk. Другой известный американский художник, Кристофер Вул, как и Рушей, превращает ироничные надписи в огромные картины.

  

 

 Книги художников

26 Gasoline Stations стала одной из самых «цитируемых» книг, созданных художником. Очень многие художники и фотографы создали свои версии книг Рушея: десятки авторов со всего мира начали снимать автозаправки, все дома на некой улице или какие-то ещё повседневные объекты. Этому феномену посвящена книга Various Small Books, в которой собраны сто книг, созданных под влиянием Рушея. Также в этом году в Gagosian Gallery прошла выставка, на которой показали книги Рушея и его последователей. Одна из последних книг, вдохновленных изданиями художника, называется One Swimming Pool. Для неё голландская художница Элизабет Тоннард сфотографировала один из бассейнов, снимки которого есть в книге Рушея Nine Swimming Pools and a Broken Glass.

 

 

 

 

  

 

Лос-Анджелес

Рушей стал одним из главных героев лос-анджелесской арт-сцены, которая начала развиваться в 1960-х, когда в городе открылась Ferus Gallery — вокруг неё появилось сообщество молодых художников, многие из которых затем достигли успеха. Работы Рушея буквально стали частью Лос-Анджелеса: на видео, созданном организацией Pacific Standart TIme, надписи с его картин становятся частью городского пейзажа, а сам Рушей едет по городу с Энтони Кидисом и обсуждает значение слов в музыке и изобразительном искусстве.

 

  

 

Что можно найти в продаже

 

 

 

Повседневность в буквах: что нужно знать об Эде Рушея | Artfragment

В США набирает обороты президентская предвыборная гонка (голосование пройдет в ноябре 2020 года). Вместе с ней свыше десятка современных художников включились в общественную кампанию «ENOUGH of Trump», агитируя американцев голосовать против Дональда Трампа. Один из ее участников — новатор и родоначальник текстового поп-арта Эд Рушей. Рассказываем, как на будущее художника повлиял Бонапарт и при чем тут заправки.

— В детстве у Эда Рушея был друг по фамилии Бонапарт.

Именно он однажды показал будущему лидеру американского поп-арта, как рисовать тушью. Вместе они стали копировать комиксы, а Рушей решил, что станет мультипликатором. Такая перспектива не радовала его отца — довольно строгого католика. А вот мать, напротив, поддерживала сына.

Эд Рушей, «The Old Tech-Chem Building», 2003&

Эд Рушей, «The Old Tech-Chem Building», 2003&

— Рушей родился в штате Небраска, после жил в Оклахоме, а в 1956 году переехал в Лос-Анджелес.

Здесь он четыре года изучал графический дизайн, а после окончания института в 1960-м отправился с матерью и сестрой в Европу. Любопытно, что единственной картиной, которая впечатлила его во время поездки, была «Офелия» Джона Милле.

Джон Эверетт Милле, «Офелия», около 1851 г.

Джон Эверетт Милле, «Офелия», около 1851 г.

Правда, творчество самого Рушея никакого сходства с прерафаэлитами не имело. Он начал работать с буквами и надписями. К ним художник стал добавлять изображения различных повседневных предметов, экспериментирует с материалами и фоном. Если другие представители поп-арта выбирали в качестве объектов визуальные символы, то Рушей стал превращать в такие символы слова.

Эд Рушей в Лос-Анджелеса.

Эд Рушей в Лос-Анджелеса.

— Один из частых образов в работах Эда Рушея — автозаправочные станции.

Еще в 1962-м, во время поездок к родителям в Оклахому, художник сфотографировал десятки объектов и небольшим тиражом выпустил книгу со снимками. А в работе «Стандартная станция» Рушей трансформировал изображение заправки в символ американской культуры потребления. Один из журналистов однажды спросил художника, почему он выбирает станции одной компании — Standard — и кроется ли в этом желание показать стандартизированность США. Но Рушей ответил, что это чистая случайность.

Эд Рушей, «Стандартная станция», 1966.

Эд Рушей, «Стандартная станция», 1966.

— Работы Эда Рушея сравнивали с произведениями еще одного американца — Эдварда Хоппера.

Правда, сам Рушей себя его последователем не считал. Хоппер был для него слишком серьезным, правильным, профессиональным и даже скучным. Рушей определял поп-арт, как интерес к повседневности, к тому, что раньше не становилось предметом искусства.

Эд Рушей, снимок из серии «Бульвар Сансет», 1966.

Эд Рушей, снимок из серии «Бульвар Сансет», 1966.

И каталогизировал американскую среду обитания: дороги, заправочные станции, здания на бульваре Сансет.

Эд Рушей, снимок из серии «Бульвар Сансет», 1966.

Эд Рушей, снимок из серии «Бульвар Сансет», 1966.

— Еще один знаковый образ в творчестве Эда Рушея — надпись Hollywood.

С середины 1960-х до середины 1980-х художник работал в студии на Western Avenue, откуда на нее открывался хороший вид. В 2006-м Рушей создал работу «Landmark decay», на которой сложил надпись из сломанных деревьев, показывая ее распад.

Эд Рушей, «Landmark decay», 2006.

Эд Рушей, «Landmark decay», 2006.

— Коммерческий успех пришел к Эду Рушея довольно поздно.

В 1970-х его представляла галерея знаменитого коллекционера и арт-дилера Лео Кастелли, но работы продавались плохо. Первая успешная выставка художника прошла в 1986 году — тогда почти все произведения, выставленные в нью-йоркской Robert Miller Gallery, были проданы. В 2009 году картина Рушея «I think I’ll» вошла в коллекцию Белого дома, а в 2013-м журнал TIME включил его в список 100 самых влиятельных людей мира.

Эд Рушей,«I think I’ll», 1983.

Эд Рушей,«I think I’ll», 1983.

— Сегодня Эду Рушея 82 года.

Он по-прежнему работает и даже включился в кампанию «ENOUGH of Trump». Он создал один из плакатов, который можно скачать и разместить в Instagram, Facebook и Twitter. Кроме этого, подписанные художником принты выпущены ограниченным тиражом и продаются за $2000. Вся выручка будет направлена правозащитной группой People For the American Way. «Мы достигли масштабного кризиса. И должны что-то сделать», — приводит слова Эда Рушея американский Forbes.

Эд Рушей, 2020.

Эд Рушей, 2020.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.

Лекция Ирины Кулик «Эд Рушей — Ричард Принс»

Нью-Йорк и Калифорния всегда соперничали за право считаться столицей американского искусства. Однако художников обеих традиций, как и героев следующей лекции, часто объединяют критические интонации и формы их выражения.

Эд Рушей (р. 1937) — один из главных экспериментаторов американского поп-арта в его калифорнийской разновидности. Как и Энди Уорхол, Рушей работал дизайнером в рекламном агентстве по окончании Института искусств Шуинар. Но в те же годы (конец 1950-х — начало 1960-х) он сблизился с художниками галереи «Ферус» (Ларри Белл, Эдвард Кинхольц и др. ), где зарождалась новая лос-анджелесская арт-сцена, и начал собственную художественную карьеру. Основные медиа Рушея — живопись, графика, печатные техники и фотография, а в последние десятилетия он сделал много работ для публичных и индивидуальных заказчиков (в том числе оформил частный самолет). Его искусству свойственна серийность, интерес к типографике (в 1980 году Рушей создал собственный шрифт) и тексту, пронизанному юмором в адрес массовой американской культуры, расхожие штампы которой он заимствует и пародирует. Сюжеты многих серий взяты из самой жизни и визуальной культуры Калифорнии: Голливуд, рекламные щиты, автомобили, заправочные станции. Рушей использует как традиционные, так и самые непредсказуемые материалы: порох, фрукты, шоколад, цветы, томатную пасту… Живет и работает в Калвер-Сити, Калифорния.

Ричард Принс (р. 1949) — американский художник, тесно связанный с критическими тенденциями в искусстве 1970–1980-х, и в частности с искусством апроприации. Работая в журнале Time, Принс начал переснимать чужие фотографии — как знаменитые, так и случайные снимки из прессы — и создавать из них собственные произведения. Использование чужого материала, умышленный непрофессионализм, дешевая цветокоррекция — все вместе ставило под вопрос достоверность фотографии как медиума. Многие работы Принса представляют собой объемные серии, среди которых наиболее известна «Ковбои» (1980–1992), копирующая, тиражирующая и таким образом разоблачающая искусственно сконструированный образ главного «мачо» американской рекламы — ковбоя Мальборо. Другой тренд, одним из пионеров которого, наравне с Барбарой Крюгер, Шерри Левин и др., стал Ричард Принс, — сочетание живописи с ироничным текстом. Начатый в середине 1980-х проект «Шутки» в простейшей форме — текст поверх одноцветного фона — передает чаяния и отчаяния среднестатистического американца, мирок которого ограничен семьей, работой и походом к психотерапевту. Ричард Принс живет и работает в Нью-Йорке.