Годунов и Барышников. Победителей не судят. На какие авантюры решились Годунов и Барышников, чтобы уехать из СССР? :: ТВ Центр
Бесполезно задавать вопросы судьбе, ведь у неё всегда свои резоны. И ей было угодно, чтобы в одном времени жили и творили два великих балетных артиста: Михаил Барышников и Александр Годунов. Об их жизни и долгом соперничестве – в документальном фильме «Годунов и Барышников. Победителей не судят».
Их современники не могли просто наслаждаться талантом этих танцовщиков: они сравнивали их всегда, и сравнивают до сих пор. Началось это ещё с самых истоков: оба уроженцы Риги, в Рижском хореографическом училище занимались в одном классе, и уже тогда их однокашники понимали: двух Моцартов быть не может. Эта простая истина всегда будет давить на Барышникова и Годунова, которые так и не смогли решить, кто из них Моцарт. Но мир балета – один на всех, и им пришлось уживаться в нём друг с другом.
Воспоминания об умершем в 1995 году вечном сопернике Александре Годунове для Михаила Барышникова – табу, как и вся русская тема. А ведь их жизненные пути постоянно переплетались, и пусть они никогда не дружили, но всё равно словно бы существовали в зеркально отражающихся плоскостях. И как же иначе? Без сомнения, оба – величайшие танцовщики XX века. Оба высоко ценили свои дарования и жаждали добиться успеха. Оба начинали занятия балетом со смирения с собственным невысоким ростом, и каждый преодолел это препятствие по-разному: Барышников не жалел свой организм и ежесекундно вытягивал себя с целью подрасти хотя бы на 4 сантиметра, а Годунов просто незаметно и неожиданно прибавил 20 сантиметров. Барышников ему этого не простил. Во время совместного обучения они соперничали друг с другом, отчаянно пытаясь выяснить, кто лучше: соревновались при любом удобном случае: в вытянутой стопе, в прыжках в высоту, в пируэтах…
Однажды накал страстей достиг апогея, погоня друг за другом стала мешать им учиться в одном классе, и добрый Саша предложил Мише игру: останавливаться у каждого зеркала и делать пируэты, а кто первый оступился – тот и проиграл.
Михаила пригласили в Вагановское училище, затем – в Кировский театр в Ленинграде, а Александр попал в «Молодой балет» Игоря Моисеева. После больших успехов со своими труппами оба получат золотые медали на Международном конкурсе артистов балета. Барышников сделает это первым, но опередит Годунова не только в этом: он вовремя примет решение покинуть СССР, станет гражданином США и будет иметь там головокружительный успех. Позже и Годунов после гастролей останется в Америке, и пути двух танцоров вновь пересекутся самым причудливым образом.
Почему Александр Годунов не прижился в Большом театре? На какие авантюры решились оба артиста, чтобы уехать из Советского Союза? Когда и при каких обстоятельствах Барышников уволил Годунова? Почему после смерти Александра не стали делать вскрытие? Как часто Михаил Барышников бывает в России? Ответы на эти и многие другие вопросы в документальном фильме о двух танцовщиках «Годунов и Барышников.
Ксения Сошникова
Феномен нашего времени: Михаил Барышников в танце
Имя Михаила Барышникова сегодня известно каждому, не важно, из балета человек или только раз в жизни в детстве видел в театре «Щелкунчика». Кажется, мы знаем о нем все: родился в Риге, учился в Ленинграде у великого Александра Пушкина (того самого, который обучал и Нуреева), вслед за Нуреевым бежал, сделал в Америке выдающуюся карьеру. Но признаемся честно в двух вещах: многие узнали о Барышникове из сериала «Секс в большом городе», где он сыграл одного из возлюбленных Кэрри Брэдшоу, и практически никто из нас не видел его танцующим свои легендарные партии на сцене, не видел в расцвете сил.
Выход за рамки амплуа
Школе русского балета не свойственна, скажем так, широта взглядов. Представим студентку академии: невысокую брюнетку, которая с юных лет обладает жгучим темпераментом, большим прыжком и бравурной техникой. Ее с выпускных классов будут иметь в виду на репетиции партии Китри в балете «Дон Кихот». Или другой пример: длинноногая высокая ученица, которая упивается красотой своих линий, а зритель наслаждается, следя за изгибами ее рук — вот вам новая Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Есть амплуа и привычные образы: никому не понравится не поспевающая за своими роскошными ногами Эсмеральда или крошечного размера царица Мехмене Бану из «Легенды о любви». К слову, в Америке сейчас наблюдается обратная тенденция: бодипозитив спокойно преподносит нам перекачанную Жизель или плохо прыгающую Мирту (а у нее во втором акте сложнейшая прыжковая вариация).
© Александра Конькова/ТАСС
С мужчинами, которые становятся солистами, всегда было еще сложнее: амплуа у них немного. Либо принц, либо трюкач. Если ты невысок, то как бы роскошно ни смотрелся, получить партию Зигфрида будет трудно. С ростом Барышникова (говорят, что это 1м 65 см) рассчитывать на все ведущие партии классических балетов было невозможно — за балериной попросту не увидишь. Выпускался он с па-де-де из балета «Дон Кихот», и эта партия на долгие годы стала его визитной карточкой. Цирюльник Базиль ему очень подходил: технические элементы давались Барышникову без труда, но гораздо важнее случившееся полное его соответствие образу ловкого и романтичного парня с отличным чувством юмора.