Прогулка по Виченце, Италия.
![]() Рассматриваем Базилику Палладиана – да, красиво. Да, интересно сравнить с флорентийскими палаццо – там галереи внутри, здесь они вывернуты наружу. Но истинного волнения в крови не возникает. Может, привыкли? Характеризуя палладианство, Вайль пишет: «Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры – они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир – по крайней мере, мир эллинско христианской традиции от Калифорнии до Сахалина – выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место». Сидя на ступеньках пьедестала, съели по бутерброду, запили дешевым «Tavernello» из пакета. Проходим через площадь мимо лотков с тыквами и луком (то же самое продавали, надо думать, и во времена Палладио). На другом конце площади – Лоджия дель Капитано, тоже строение Палладио. Раньше тут жил представитель Венецианской республики. Впечатление более целостное, но все равно – кажется, что из масштабного дворца как будто вырезали кусочек, для образца – и вклеили в узор площади. От поиска палладианских экспонатов внимание порой отвлекается. Обычная подворотня, заходишь – будто музей. Стоят капители колонн, статуи, на стенах барельефы. Да и просто достаточно вглядеться в орнамент на арке, чтобы застыть на полчаса, выискивая мифических зверей. Театро Олимпико – вроде бы Палладио его перестроил. Что тут от Палладио, понять без подготовки трудно. Огромный двор, в центре – клумба, по периметру – антики. Идем дальше, разыскивая на улицах и в переулках Виченцы новые палаццо Палладио и его последователей. Порой найти непросто – приходится останавливаться, залезать в карты на нетбуке. Палаццо то маскируются под окружающий пейзаж, то высовываются – но вот такими крошечными фрагментами – как коллаж из учебника архитектуры. Нет, тесен, тесен был город для замыслов Палладио! Тут – корни, но не высшее воплощение. Истинное палладианство не в Виченце нужно искать – в Санкт-Петербурге, Вашингтоне, Лондоне. В Лондоне – более, чем где-либо. После смерти Палладио Иньиго Джонс приехал в Виченцу и купил у его ученика Скамоцци два сундука с эскизами учителя – все, что Палладио придумал, но не успел воплотить. Собор святого Павла, королевский госпиталь в Гринвиче – вот оно, палладианство в подлинном размахе. Но есть и в Виченце образец истинного Палладио. Это – знаменитая вилла «Ротонда», или, по имени владельцев, вилла Альмерика Капра. Когда-то она была за городом, сейчас – на окраине. Можно доехать на автобусе №8 от Пьяцца Кастелло (скажите водителю с вопросительной интонацией «Вилла Ротонда?», и он подскажет, когда выйти). У входа в виллу – добродушная, другого эпитета не подберу, собака. Проход к вилле – 5 евро, вход внутрь – 10, но внутрь пускают лишь по средам. От входа вид впечатляет, но еще лучше он сбоку, где вилла проглядывает через зеленую арку. Именно тут видно, что у виллы нет фасада, или, точнее – ее четыре стены – четыре фасада. По легенде, Палладио не мог решить, с какой из сторон привлекательней вид, чтобы вывести на него фасад и сделал четыре фасада. Не очень убедительно. Скорее – тут общая для гуманистов идея о человеке, как мере всех вещей. Здание – как человеческое тело, прекрасное во всех ракурсах. ![]() Раскладываем на лавочке остатки бутербродов, купленные по дороге помидоры и сыр – нужно еще подкрепиться. С новыми силами идем вокруг виллы. Само здание, впрочем, по мере приближения теряет в совершенстве пропорций. Но зато можно полазит по теплым ступеням, прикоснуться к шершавым колоннам, поглядеть из-за плеча античных лев на туманные пейзажи Венето…
Под стеной, окружающей виллу – небольшое кафе, окруженное розовыми кустами. Можно почитать Муратова, можно перелистать старые любовные письма, если догадались захватить их с собой.
Тут бы и закончить рассказ, но нельзя. Все, кто пишет о Вилле Ротонда, дают обязательство написать хотя бы пару слов про Виллу Вальмарана аи Нани, которая расположена в пяти минутах ходьбы. Охраняется вилла каменными карликами.
Когда-то они охраняли дочь хозяев, которая родилась карлицей. К ней ни разу не допускали людей нормального роста, чтобы не расстраивать. Но слуги-карлики дали зевка, и прекрасный принц забрел в сад виллы. Несчастная девушка увидела, влюбилась, поняла все про себя и с горя утопилась. А слуг превратили в камень.
Архитектура самой виллы после Палладио не особо впечатляет. Но внутри – настоящее сокровище: прекрасно сохранившееся фрески Джамбатиста Тьеполо. Не шелушащиеся фрагменты, по которым можно лишь догадываться о величии мастера, а полностью уцелевшие росписи целого этажа.
Причем находятся они не на десятиметровой высоте, в каковом случае необходимость поддерживать голову в неестественно запрокинутом состоянии убивает все эстетическое наслаждении, а на стенах. Каждая комната – завершенная композиция.
Четыре фрески, посвященные ключевым сценам одного из любимых хозяевами произведений. Все фрески вместе складываются в один сквозной сюжет – о выборе между любовью и долгом, о необходимости жертв и боли жертвоприношения. «Ифигения в Тавриде», «Неистовый Роланд», «Освобожденный Иерусалим» - входя в каждую комнату, обитатели виллы как бы погружались в мир романа.
Впрочем, почему погружались? Семейство Вальмарана до сих пор живет на вилле. Не на том, этаже, конечно, а на двух других. Об этом нам поведала женщина продававшая билеты.
Рядом с виллой – здание форестерии, домика для гостей. Там – фрески младшего Тьеполо.
Не все так возвышенно, но много забавного, в том числе оптические обманки.
Мимо цветов и холмов мы решили вернуться в Виченцу пешком.
Уже почти подходя к вокзалу, увидели на берегу Ретроне животное длинной сантиметров в пятьдесят. Оно мирно сидело на берегу, но услышав шорох доставаемого объектива, кинулось в воду и бойко поплыло куда-то. Выдра, что ли?
Полезные ссылки:Вайль П. На твердой воде. Отрывок из книги "Прогулки по Северной Италии". Мортон Г. Верона, Виченца и Падуя. Отрывок из книги "Прогулки по Северной Италии". Биография Андреа Палладио на Википедии. |