Блоги - bon-aventura bon-aventura.ru /2011-01-16-14-47-11/страница-2 Tue, 17 May 2016 11:15:33 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Магический квадрат церкви Св.Петра /2011-01-16-14-47-11/magicheskiy-kvadrat-tserkvi-sv-petra /2011-01-16-14-47-11/magicheskiy-kvadrat-tserkvi-sv-petra Мы начинаем экскурсию по итальянскому «маленькому Тибету» с посещения двух романских церквей. Наш гид Франческа объяснила, что существует разница между понятиями «римский» (romano) и романский (romanico). Римский стиль в архитектуре относится к эпохе римской империи, а романский стиль, который заимствовал ряд элементов у своего предшественника, – к XI-XII вв., т.е. к периоду Средневековья.
Для романского стиля характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки; при этом здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость.
Церковь Santa Maria di Cartignano
Первую остановку мы сделаем в долине Tritana, чтобы осмотреть романскую церковь Santa Maria di Cartignano, построенную в XI в. По сути дела, от церкви остались лишь стены. Она была разрушена несколько веков назад в результате землетрясения, и ее сравнительно недавно очистили от культурного слоя. Когда я вошла в буквальном смысле слова в стены церкви, меня охватило чувство ирреальности происходящего, потому что не часто попадаешь в храм, где вместо крыши только хмурое весеннее небо над головой, а вместо пола – трава. Потом в памяти медленно всплыло deja vue. Нечто подобное я уже видела в городе Калининграде. Еще недавно в центре города возвышались руины католического собора, разрушенного во Вторую мировую войну.

Стены церкви Santa Maria di Cartignano
Несмотря на то, что от церкви сохранились лишь мощные стены, она представляет интерес потому, что является типичным образцом романской архитектуры. Очень красиво смотрится колокольня с круглым окном-розеткой.
Колокольня церкви Santa Maria di Cartignano
Следующую остановку мы сделаем у церкви San Pietro ad Oratorium. Хотя этот храм не действует, его судьба сложилась более счастливо. Здание полностью сохранилось и его интерьер украшают каменная резьба и фрески, представляющие большую художественную ценность. Храм был заложен последним королем лонгобардов Дезидериусом в 725 г. Существуют предположения, что он был построен на фундаменте языческого храма, существовавшего в VIII веке до н.э.
Церковь-крепость San Pietro ad Oratorium
Церковь обращена к дороге задним фасадом, который выглядит довольно неприветливо. Мы видим три большие полукруглые абсиды с узкими окнами-бойницами. Это действительно средневековая церковь-крепость.
Церковь San Pietro ad Oratorium
Центральный фасад отличается предельной простотой и имеет только один вход. Его портал увенчан двойной резной аркой и фреской, которая предположительно изображает Св.Петра на троне.
Портал церкви San Pietro ad Oratorium
Примечательной особенностью здания является использование каменных деталей, принадлежавших более ранним римским постройкам. Среди них следует отметить каменные блоки с искусным орнаментом, характерным для IX в.

Слева от главного портала в стену замурован камень, который также позаимствован из постройки IX века. Он содержит в себе так называемый «магический квадрат», образованный пятью словами, состоящими из пяти букв, которые можно читать справа-налево, слева-направо, сверху-вниз и снизу-вверх. Эти пять слов «rotas-opera-tenet-arepo-sator» означают в переводе: «повсюду работники держат плуг и сеялку».
Магический квадрат
Несмотря на довольно прозаичный смысл этой фразы, уже не одно поколение знатоков и любителей ломают головы над загадкой этой фразы и нередко придают ей эзотерический смысл. Я обнаружила, что в youtube имеется целая фильмография, вернее, клипография, посвященная этому «магическому квадрату». Наиболее интересный клип можно посмотреть здесь.

Внутреннее убранство церкви также является довольно аскетическим. Свет, скупо поступающий через маленькие окна, слабо освещает три драгоценные фрески в алтарной части. Они датируются XII веком и являются самыми старинными в Абруццо. На центральной фреске изображен Христос на троне в окружении четырех апостолов. Правая его рука поднята в благословляющем жесте, а левая держит книгу. В нижнем ярусе фрески расположены 24 персонажа из Апокалипсиса.

Источник: взято отсюда
]]>
Прогулки по Италии Tue, 18 May 2010 10:19:31 +0000
Средневековая цитадель Капестрано /2011-01-16-14-47-11/srednevekovaya-tsitadel-kapestrano /2011-01-16-14-47-11/srednevekovaya-tsitadel-kapestrano
Панорама Капестрано
После знакомства с романской церковью San Pietro ad Oratorium мы направляемся в средневековый город на холме Капестрано. С дороги открывается красивейшая панорама города, доминирующего над долиной реки Тирино. Особую живописность его облику придает высокая башня средневекового замка-крепости.

Капестрано расположен на высоте 505 м над уровнем моря в национальном заповеднике Parco Nazionale Gran Sasso e Monti della Laga. По современным меркам Капестрано – очень маленький городок, в нем проживает всего около тысячи жителей.

Люди издавна заселяли эти плодородные земли, расположенные в долине трех рек. Существует гипотеза, что название Капестрано произошло от латинского Caput Trium Amnium, что означает исток трех рек (Тирино, Атерно и Пескара). Во времена Римской империи здесь проходила оживленная дорога Claudia Nova, соединяющая римский город Aufinum с побережьем Адриатического моря. В раннем Средневековье здесь уже существовали поселения Capodacqua, S.Pelagia и Presciano, которые находились под патронатом монастыря San Pietro ad Oratorium. Для защиты от участившихся вторжений варваров и набегов сарацин жители вынуждены были перебираться на холмы и в горы, создавая крепостные сооружения.
Замок Пикколомини
Центром притяжения города является замок Сastello Piccolomini di Capestrano. Его фасад обращен к центральной площади города и производит весьма необычное впечатление. Позже, когда я изучила историю замка, мне стало понятно, что так поражает в его облике. Дело в том, что нынешний центральный фасад раньше был его самой неприступной стеной. А вход в замок был с другой стороны. Как и положено любому замку, он был окружен рвом, заполненным водой, и в него можно было попасть по подъемному мосту. А на непрошенных гостей сверху выливалось кипящее масло. В 1924 г. замок, выдержавший немало осад, подвергся неудачной, по мнению многих ученых, реконструкции. В неприступной стене прорубили дверь и пять окон, что и придало ему столь нетипичный для замка вид.

Сегодня в замке располагается мэрия. Тем не менее, вход в замок является свободным во всех отношениях. Можно абсолютно спокойно и бесплатно войти во внутренний двор и прогуляться по крепостным стенам.

Замок имеет славную и драматичную историю. Он был построен в XIII в., и первое письменное упоминание о нем связано с тем, что в 1284 г. король Сицилии Карл I даровал его Риккардо Аквавиве, маркизу Капестрано. В 1462 г. замок перешел к маркизу Антонио Пикколомини Арагонскому. В 1579 г. Констанция Пикколомини продала замок Великому герцогу Тосканскому Франческо Медичи за 106 тысяч дукатов, а в 1743 г. владельцем замка стал испанский король Карл III Бурбонский, который по совместительству был королем Неаполя и двух Сицилий. И, наконец, последним его царственным владельцем стал король Савойский. Однако, замок сохранил название Сastello Piccolomini di Capestrano, иногда его называют также Сastello Mediceo. Герб рода Пикколомини до сих пор красуется над его главным входом. Поистине впечатляет список владельцев замка, который начинается со знатнейших фамилий Абруццо и завершается королевскими именами.

В замке нас встретил знаменитый воин Капестрано, вернее, копия его монументальной статуи. Я знала, что эта скульптура была найдена в окрестностях Капестрано, но никак не ожидала увидеть ее. Меня поразили величина и величие монумента.
Башня замка Пикколомини
Когда мы попали в маленький внутренний двор, сразу бросилось в глаза очередное несоответствие. Фасад замка имеет плавные очертания, благодаря тому, что две круглые угловые башни очень искусно вписаны в стену. Внутри замка доминирует высоченная квадратная башня, которая досталась ему в наследство от более раннего фортификационного сооружения. Вследствие этого башня расположена несимметрично по отношению к более поздним сооружениям. Два основных здания находятся под прямым углом друг к другу, образуя русскую букву Г или латинскую L. Двор имеет не квадратную, а трапециевидную форму. Несмотря на некоторые несоответствия архитектурным канонам, а может быть благодаря этому, замок производит незабываемое впечатление. Он по праву считается, одним из самых выдающихся крепостных сооружений в Абруццо.
Во дворе замка Пикколомини
В довершение всего с крепостной стены открывается великолепный вид на долину, горы и холмы. Кажется, что здесь ничего не изменилось с тех далеких времен, когда над башней гордо реял флаг маркизов Пикколомини. Мне все казалось, что вот-вот затрубит рог, часовые поспешно опустят подъемный мост, и по нему гулко зацокают копыта боевых коней. И мы увидим рыцарей, возвращающихся из военного похода или с рыцарского турнира.
Вид с крепостной стены замка Пикколомини

Источник: взято отсюда
]]>
Прогулки по Италии Thu, 27 May 2010 16:24:24 +0000
Доблестный воин из Капестрано /2011-01-16-14-47-11/doblestniy-voin-iz-kapestrano /2011-01-16-14-47-11/doblestniy-voin-iz-kapestrano
 
Копия статуи воина из Капестрано
В предыдущем посте о замке Пикколомини я упоминала о скульптуре воина из Капестрано. Самый знаменитый в Абруццо артефакт был найден в 1934 году крестьянином Микеле Кастанья (Michele Castagna) во время работы на винограднике неподалеку от Капестрано. Он обнаружил довольно крупные фрагменты статуи воина. Позже археологи раскопали целый некрополь с гробницами и ритуальными принадлежностями. Ученые предполагают, что некрополь был создан VII-IV вв. до нашей эры древним италийским племенем.
 

Внушительная фигура 

воина из Капестрано, высота которой составляет 2,09 м, до сих пор будорожит воображение своим загадочным и воинственным обликом. Она выполнена из цельной глыбы светлого известняка, и видимо раньше была раскрашена потому, что кое-где сохранились следы красной краски. Предполагается, что это надгробная статуя италийского короля Nevio Pompuledio.

Король изображен в парадных военных доспехах, что придает ему довольно необычный вид. В первую очередь, в глаза бросается широкополый головной убор, очень напоминающий сомбреро. На самом деле это – парадный шлем с плюмажем из перьев, имеющий 65 см в диаметре. Его лицо с широко раскрытыми глазами имеет несколько стилизованный вид потому, что скрыто под маской, боевой или погребальной. Воин одет в богатые доспехи, плотно облегающие тело, что издалека придает ему несколько женоподобный вид. При более близком рассмотрении отпадают всякие сомнения в его мужественности потому, что он надежно укрыт в броню и буквально вооружен до зубов. Кроме экстравагантного шлема и маски на нем надеты специальный жилет, защищающий грудь, выполненный из тонких бронзовых пластин, кожаная набедренная повязка или митра (mitra) для защиты живота и поясницы и тончайшие поножи. Обеими руками он прижимает к груди меч в ножнах, к которым прикреплен маленький кинжал, и в довершение всего в правой руке он держит боевой топорик. Оружие покрыто искусной резьбой, изображающей людей и ритуальных животных.

Фигура воина расположена на невысоком постаменте и с двух сторон поддерживается невысокими опорами. На правой опоре высечена таинственная фраза «MA KUPRI KORAM OPSUT ANANIS RAKI NEVII», над расшифровкой которой ученые бились не одно десятилетие. В результате, они пришли к выводу, что надпись сделана на языке одного из древних италийских племен и означает: «Меня, прекрасное изображение, сделал [скульптор] Aninis для короля Nevio Pompuledio». Еще одна неразгаданная тайна связана с тем, что позднее в том же месте, где была найдена статуя воина, археологи обнаружили фрагменты прекрасной женской статуи.

В настоящее время статуя воина из Капестрано находится в экспозиции Национального археологического музея г.Кьети. Здесь вы найдете интересный документальный фильм об истории находки статуи и таинственной надписи. 

Источник: взято отсюда
]]>
Прогулки по Италии Sun, 30 May 2010 12:14:30 +0000
Античный город Peltuinum /2011-01-16-14-47-11/antichniy-gorod-peltuinum /2011-01-16-14-47-11/antichniy-gorod-peltuinum Из средневекового города Капестрано мы направляемся в древний город Пелтуинум (Peltuinum). Он особенно дорог сердцу нашего гида Франчески потому, что она – археолог и уже несколько лет работает на раскопках этого города. Совсем не удивительно, что она выбрала эту профессию потому, что родилась и выросла в этих краях, где современные населенные пункты построены на руинах древних городов.
Археологические раскопки города Пелтуинум находятся в большой долине рядом с 4 национальными заповедниками. Пелтуинум расположен на высоте 850 м над уровнем моря в окружении трех величайших гор Апеннин – Гран Сассо, Майеллы и Сиренте. Очевидно, что эти величественные декорации не претерпели больших изменений за более чем два тысячелетия. Они были немыми свидетелями исторической драмы – зарождения, расцвета и упадка Пелтуинума. А теперь в суровом спокойствии взирают на его руины.
Стражи вечности

Пелтуинум был основан примерно в I в. до н.э. древним италийским племенем вестинов и, судя по всему, был наиболее значительным городом в этой местности. Он занимал стратегически важную позицию на древней римской дороге Via Claudia Nova, которая была построена императором Клавдием в 47 г. н.э., и вела из Рима к Адриатическому морю. В Пелтуинуме Via Claudia Nova сливается с другой важной в экономическом отношении дорогой, по которой дважды в год проходила трансуманца (transumanza), т.е. сезонная миграция овечьих стад с севера на юг, из Аквиллы (Абруццо) в Фоджу (Апулия) и обратно. Эта древняя дорога называется Tratturo Magno или «Великая тропа» потому, что является самой длинной тропой (244 км) для перегона овец в Италии. Сегодня Tratturo Magno, которое проходит по природным заповедникам мимо красивых исторических городов, является живописным экскурсионным маршрутом, например, для мотоциклистов.

Древняя римская дорога

В конце IV в. до н.э. вестины вступили в военную конфронтацию с Римской республикой и после своего поражения вынуждены были заключить неравноправный союз с Римом. Территория сохраняла свою автономию вплоть до I в. до н.э., когда после очередной неудачной войны против Рима, началась повсеместная романизация италийских племен и включения их в политические и культурные структуры Рима. В IV в. н.э. в соответствии с договором 302 г. город Пелтуинум был аннексирован Римской республикой и по существовавшей римской традиции был разрушен и отстроен заново.

В годы правления императора Августа Пелтуинум превратился в процветающий город, благодаря торговле домашним скотом, производству вина и шафрана. Его население увеличилось до 11 тысяч человек. В IV в. н.э. город начинает приходить в упадок вследствие разрушительного землетрясения 346 г., а также опустошительной готско-византийской войны и нашествий лонгобардов. Смертельный удар городу был нанесен франками под предводительством Карла Великого в 775 г. В период правления норманнов город был восстановлен, хотя так никогда и не достиг былого величия. Он вновь обрел статус города, хотя и под другим названием – Сидония. В таком виде он просуществовал до XIV века.


Римский амфитеатр в Пелтуинуме

От древнего римского города сохранились остатки крепостной стены и руины восточных ворот. Наиболее важные городские сооружения были объединены в комплекс, включавший театр, храм и форум. Амфитеатр был предположительно построен императором Августом. Он имел диаметр 58 м и вмещал до 2600 зрителей. Амфитеатр ориентирован на восток, где открываются наиболее панорамные виды. Можно с уверенностью сказать, что для постановки античных драм не требовалось особых декораций. Сама природа служила для них величественным фоном. Интересной особенностью театра является то, что вопреки традиции он находился за городской стеной. Его архитектура примечательна также и тем, что ступени амфитеатра поднимаются по невысокому естественному склону.

К северу от театра находился храм, посвященный богу Аполлону. Он сильно пострадал от стихийных бедствий, но еще больше от местных жителей, которые разбирали его на строительный материал. И по сей день можно обнаружить фрагменты древнеримских сооружений в стенах средневековых храмов и жилых домаов. Наш гид Франческа призналась, что не любит Средневековье потому, что люди той эпохи использовали античные руины, как каменоломни, и в буквальном смысле тащили оттуда все, что плохо лежит. По немногим сохранившимся фрагментам археологи смогли виртуально реконструировать храм Аполлона с колоннами коринфского ордера, часовней и портиком в форме подковы.

Раскопки Пелтуинума начались в 1983 г., когда на поверхность почвы стали выходить фрагменты руин, и продолжаются каждое лето. В 2009 г. начались раскопки большого некрополя, находящегося за городской стеной.

Источник: взято отсюда
]]>
Прогулки по Италии Sat, 12 Jun 2010 21:23:29 +0000
Визит Папы Бенедикта XVI в Сульмону /2011-01-16-14-47-11/vizit-papi-benedikta-xvi-v-sulmonu /2011-01-16-14-47-11/vizit-papi-benedikta-xvi-v-sulmonu
 
Папа Бенедикт XVI в Сульмоне
Сегодня в городе Сульмона (Абруццо) состоялось знаменательное событие. Папа Бенедикт XVI посетил город по случаю 800-летия со дня рождения папы Целестина V. Это третий его визит в Абруццо за четыре года. Бенедикт XVI прилетел в Сульмону из Ватикана на вертолете, который перед приземлением сделал круг над Аббатством Святого духа и обителью Eremo di Sant'Onofrio sul Morrone, где святой Целестин провел часть своей жизни.
Папа Целестин V (в миру Пьетро да Морроне) - очень любимый и почитаемый святой в Абруццо. Он родился в 1209 году и уже в 30 лет удалился в уединенную пещеру в горах Морроне около Сульмоны. Здесь он с небольшими перерывами провел почти всю свою жизнь, основав орден отшельников святого Дамиана, который после его смерти получил название орден целестинцев. Уже в очень преклонном возрасте в декабре 1294 года он был избран Папой  в городе Аквилла. Однако он пробыл на папском престоле очень краткий период, подписав через пять месяцев акт о своей отставке, чтобы избежать раскола в церкви. Через два года он скончался в крепости, куда был заключен своим преемником Бонифацием VIII. В 1313 году Целестин V был канонизирован.
В капелле кафедрального собора Сульмоны хранятся реликвии Святого Целестина (часть его сердца, власяница, сандалии и распятие, на котором он молился в момент принятия решения о своем отречении). В субботу вечером рака с мощами Св. Целестина была торжественно перенесена из собора Св. Панфилия к месту проведения торжественной церемонии.
Утром 4 июля около 25 тысяч верующих собрались на площади Гарибальди, чтобы почтить память Св. Целестина и приветствовать Бенедикта XVI. Папа отслужил торжественную мессу и в заключение вознес молитву к Пресвятой Богородице.
Верующие на площади Гарибальди приветствуют Папу Бенедикта XVI

Источник: взято отсюда
]]>
Прогулки по Италии Sun, 04 Jul 2010 21:16:19 +0000